Чужая среди своих. Трусову прокатили мимо олимпийского командника, хотя именно она — символ этой эпохи

— Я вообще дождусь справедливых оценок? Скажите уже мне в лицо, что просто никогда не поставите мне по заслугам!

— Некоторые девочки заслужили высокие оценки усердным трудом. Ты не думала, что, может, не так уж и хороша?

— Suck my dick!

Х/ф «Тоня против всех», 2017 год, dir. Крэйг Гиллеспи

Нет, в этом тексте не будет банальных параллелей между Тоней Хардинг и Сашей Трусовой — диалог здесь просто для создания правильного настроения. Хотя нет, одна параллель все же будет — злосчастный тройной аксель прибил по большой мечте обеих фигуристок. Первая триксель потеряла и лишилась шансов на медаль Олимпиады, спустя 30 лет вторая его так и не укротила, во многом из-за этого лишившись места в команднике Пекина, а значит гарантированного золота.

В остальном — ну, как их сравнивать. Хардинг, хоть первой в истории и начала стабильно штамповать триксели, фигурку глобально не изменила (зато знатно пошумела в поп-культуре). А вот Трусова — предвестник и символ полноценной технической революции.

До Пхенчхана включительно женское фигурное катание развивалось в рамках парадигмы тройных прыжков, а главными ноу-хау за весь цикл становились прыжки с руками наверх и перенос всех элементов во вторую половину программы (см. Медведева vs Загитова). Но уже к следующему главному старту сезона — ЧМ в Сайтаме, что Женя, что Алина подойдут в статусе главных фаворитов, которым, правда, дальше по карьере не светит ничего хорошего. Ведь за пару недель до этого все живое и неживое на юниорском чемпионате в Загребе выжгли Трусова и Щербакова. Саша тогда прыгнула три квада (приземлила два) и победила Аню.

Роли в тогда казавшемся монолитном ТЩК быстро распределились сами собой: Трусова — технический гик, Косторная — божественное катание, а Щербакова — что-то посередине. У нее ведь еще пару лет назад и болельщиков было меньше всех — даже несмотря на золото взрослого ЧР — именно из-за сложности со стилевой идентификацией. Все решил быстрый закат Алены как супертопа — Щербакова как раз во многом заняла место противоположности Трусовой, тем более что квадов в программах с каждым сезоном становилось все меньше.

В это время Трусова продолжала формировать новую реальность. Если задуматься, то образ «девочки, штампующей четверные», о котором иностранцы говорят как о воплощении вселенского зла фабричного производства, а у нас — как о суперталанте… это же и есть Трусова.

Именно Трусова, а не кто-либо еще концептуально была центральной фигурой спора о повышении возрастного ценза.

Именно Трусова была (и есть) живым аргументом за снятие запрета четверных в короткой.

Именно Трусова — и только во вторую очередь все остальные — сделали «эру ультра-си» привычной реальностью.

При этом Саша никогда не пыталась стать идеальной спортсменкой в том смысле, который воплощает в себе Валиева. Ее действительно никогда не захватывало катание, зато прыжки стали философией. Так, «пятиквадка» олимпийского сезона, ставшая нарицательным синопсисом произвольной Саши, — ее полноценный opus magnum, который стал не просто самостоятельным, а главным сюжетом для самой Трусовой. Ради пяти квадов она жертвует стабильностью, ради этого идеала она готова поступиться даже гарантированной медалью.

Что это: безумие или спорт в чистейшем дистиллированном виде — решайте сами. Но, глядя на то, как под эту философию прогнулась вся система судейства в фигурке — с неизбежным подтягиванием второй оценки за технической — придется признать:

Нынешнее женское фигурное катание — этот следствие всего, что сделала Трусова за пекинский цикл.

Только бонусов от этого она получила меньше всех. Неоправданно задранные инфляцией баллы и GOE за сложность, а не за чистоту прыжка достались всем. Кроме Трусовой. Непосредственного архитектора системы эта самая система всячески гнобит.

Решение не делать замены в произвольной команднике понятно с точки зрения нежелания федерации делать сложный выбор из серии «кто больше достоин». Но женская одиночка, которая последние лет пять тащит на себе весь интерес к фигурке, явно заслужила к себе чуть менее трусливо-мелочного отношения.

Тем более что проблема выбора между Сашей и Аней во многом надумана. Да при большом желании можно найти множество аргументов за место в пекинском команднике для Ани Щербаковой — от статуса действующей чемпионки мира до победы в очном противостоянии на предолимпийском ЧЕ в Таллине. Но все аргументы, в конечном счете, сводятся к вопросам статуса и репутации, не имея ничего общего с реальной расстановкой сил.

В случае с Щербаковой мы бы выбрали фигуристку в командник на основании одного-единственного проката за 168 баллов в произвольной Евро. С одним квадом. Для простоты восприятия переведу на баллы среди мужчин (умножив компоненты на «мужской» коэффициент) — 186,94. Именно столько получила одиночник Щербакова с одним квадом и двумя двойными акселями вместо стандартных тройных. Шестой бест среди мужчин, между прочим.

Здесь два варианта — или мы объявляем прокат Щербаковой в Таллине лучшим, что видело человечество в плане катания и компонентов, или соглашаемся с тем, что адекватность этих баллов нужно проверить в Кащенко.

Саша — объективно единственная фигуристка, которая может хотя бы замахнуться на то, чтобы именно обыграть Валиеву, единственная равнозначная Камиле величина на этих Играх. И есть подозрение, что Трусова не попала в команду не только из-за желания не обидеть в этом выборе других.

Трусова не попала в командник еще и потому, что она более своенравная и не похожа на других.

Трусова не попала в командник еще и потому что ушла оттуда, откуда уходить нельзя (из-за чего у нее мгновенно просели баллы по второй оценке, будто она разучилась кататься).

Трусова не попала в командник еще и потому что ее хоть и простили, но не до конца. Неясное ребро на квад-флипе, которое именно после перехода к Плющенко магически стало нормой в протоколах, на последнем Евро так же магически улетучилось. Наконец-то.

Но стать вновь своей до конца не получилось — времени видимо не хватило. Трусова все равно осталась немного чужой среди своих.

Командный турнир — это не просто борьба за золото Олимпиады. Это, по сути, выставка достижений конкретной страны за весь олимпийский цикл. Лучшее, что было в ее фигурном катании. Место Валиевой в команде не обсуждается, но не она символ допекинской эпохи. Она обязательно станет символом следующей. Возможно, эту эпоху даже назовут или, по крайней мере, будут соотносить с ее именем.

Но символ женской фигурки эпохи уходящей, этих последних четырех лет — Трусова. То, что ее прокатили мимо олимпийского командника — это отдельный вид садизма над объективной реальностью.

«Триксель-пиксель» — телеграм-канал Александра Петрова, где будет максимум олимпийской фигурки