Фискальная политика — что это и как работает

Фискальная политика — что это и как работает

Фискальная политика (налогово-бюджетная) — представляет собой один из базовых инструментов регулирования экономических процессов в любом государстве.

До разработки кейнсианской экономической теории как таковой фискальной политики просто не существовало. Правительство просто рассматривало пропорции распределения объёма производства страны и платежей за пользование коллективными благами. Даже на сегодняшний день из-за сравнительно недавнего начала использования фискальной политики, государства ещё не могут в полной мере раскрыть полностью потенциал её использования.

1. Что такое фискальная политика простыми словами

Фискальная политика (Fiscal policy) — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета с целью изменения реального объёма производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основные инструменты фискальной политики — это изменение величины государственных расходов и изменение ставок налогообложения с целью регулирования доходной части бюджета.

Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась во второй половине XX века, когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.

В краткосрочно периоде фискальная политика проводится для поддержания стабильного уровня объёма выпуска (ВВП), полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. В долгосрочном плане фискальная политика обеспечивает стабильные темпы экономического роста.

Важно учитывать, что фискальная политика проводится государством в условиях неопределённости. Это касается прежде всего вопроса правильной идентификации текущего экономического цикла. Далеко не всегда удаётся определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний в экономике.

В результате этого фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Основные цели фискальной политики:

  • Уменьшение экономических циклов, способствуя устойчивому экономическому росту;
  • Повышение уровня занятости;
  • Контроль уровня инфляции;
  • Поддержание макроэкономического равновесия путём контроля уровня безработицы;
  • Поддержание стабильного уровня цен;

2. Фискальная политика и бюджет государства

Одна из основных задач фискальной политики регулировать дефицит государственного бюджета.

Дефицит государственного бюджета возникает, когда государственные расходы больше налоговых сборов. При сокращении поступлений от налогов государство вынуждено финансировать дефицит бюджета из других источников, изыскивая средства для финансирования дефицита.

Существует три основных способа финансирования дефицита бюджета:

  • Увеличение долга — осуществление правительством как внешних, так и внутренних заимствований на долговом рынке;
  • Денежное финансирование — осуществляется через заимствование денег у Центрального Банка;
  • Продажа активов;

Первые два способа ведут к росту государственного долга, по которому нужно платить проценты. Эти выплаты являются первоочередной статьёй расходов государственного бюджета.

Основные инструменты фискальной политики

Инструментами фискальной политики являются расходы и доходы государственного бюджета — государственные закупки, трансферы и налоги. Государственные закупки и трансферы — это расходы бюджета, а налоги — доходы.

3. Виды фискальной политики

По используемым методам и инструментам фискальную политику разделяют на политику прямого воздействия и политику косвенного воздействия.

В основе прямой политики воздействия лежит изменение величины государственных закупок при финансировании государственных производственных предприятий, инвестировании в производственную и непроизводственную инфраструктуру, государственные закупки товаров и услуг.

Методы косвенной политики непосредственно влияют на производителей и потребителей путём воздействия на расходы производителей и доходы потребителей. Например, изменение налогооблагаемого минимума, налоговые льготы.

В зависимости от того, на что и как государство использует фискальную политику, последняя делится на:

  1. Дискреционную;
  2. Рестрикционную (автоматическую);

3.1. Дискреционная

Дискреционная фискальная политика — это сознательные действия государства, направленные на изменение величины государственных расходов или величины собираемых налогов с целью регулирования дефицита государственного бюджета и экономического роста.

Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы.

3.2. Автоматическая

Автоматическая фискальная политика заключается в незапланированных структурных изменениях в чистых налогах и правительственных закупках, происходящих при перемене макроэкономического состояния экономики государства с сохранением неизменного уровня налоговых ставок и программ по трансферу. Автоматическая (недискреционная) фискальная политика или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов, использует механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла.

Автоматическая фискальная политика — это автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Рестрикционная фискальная политика воздействует на экономические циклы. Используя её, нельзя полностью стабилизировать экономику, просто спады и подъёмы будут иметь более сглаженные последствия.

И дискреционная, и автоматическая фискальные политики играют важную роль в стабилизационных мероприятиях, однако ни та, ни другая не является панацеей от всех экономических бед.

В периоды экономического спада государство проводит стимулирующую фискальную политику. В этой ситуации необходимо стимулировать совокупный спрос внутри государства или совокупное предложение, либо два параметра сразу. Для этого государство повышает объем госзакупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферы. Стимулирующая фискальная политика в большинстве случаев способствует восстановлению экономики.

В период «перегрева» экономики власти проводят сдерживающую фискальную политику. В основе её лежит сокращение расходов и трансферов, а, также, повышение налогов. Данные меры приводят как к сокращению совокупного спроса, так и совокупного предложения.

Аналогичная политика проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин послужит основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции. Особенно это вероятно, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создаёт приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

4. Плюсы и минусы фискальной политики

Плюсы:

  • Встроенные автоматические стабилизаторы — инструменты, величина которых не меняется на определенных временных интервалах. К ним относятся: прогрессивная налоговая шкала, пособия по безработицы и прочие социальные выплаты, субсидии. Само наличие данных инструментов стабилизирует экономику, повышая деловую активность при спаде и сдерживая её при перегреве экономики. Встроенные стабилизаторы не устраняют причин колебания равновесного ВВП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний;
  • Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия;
  • В ходе проведения фискальной политики отсутствует временной лаг между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов;

Минусы:

  • Основным недостатком является «эффект вытеснения». Это ситуация, когда рост расходов государственного сектора снижает или сводит на нет расходы частного сектора. Одна из самых распространённых форм вытеснения происходит, когда правительство начинает активно заимствовать на внутреннем рынке долга. Огромные объёмы займов могут привести к повышению реальной процентной ставки. Удорожание кредитов приводит к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм в краткосрочном периоде, то есть оттолкнет предприятия от капитальных вложений;
  • Фискальное регулирование экономики часто приводит к дефициту бюджета. Неэффективность распределения бюджета — основная причина дефицита бюджета. Стремление наращивать расходы при неизменных доходах приводит к росту заимствований со стороны государства и, соответственно, к росту долга;
  • Существенным фактором является недостаточная гибкость фискальной политики, так как между возникновением необходимости изменения политики и реализованными мерами, порой, проходит достаточно много времени. Правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с некоторым запозданием. Образуется временной лаг между необходимыми мерами и принятием решения об их реализации. Кроме того, свою негативную лепту внося административные процедуры по организации новой хозяйственной политики;
  • Фискальная политика может быть не просто неэффективна, а ошибочна. Например, избыточное налогообложение, целью которого было наполнение доходной части бюджета, «замораживает» легальную предпринимательскую активность, что ещё сильнее обостряет бюджетные проблемы;

5. Эффективность фискальной политики

Изучение последствий фискальной экспансии (увеличение расходов или снижение налогов в целях стабилизации экономики и стимулирования экономического роста) показало, что применение данных мер имеет наибольший эффект при следующих условиях:

  • Дефицитного способа финансирования роста государственных расходов путём монетизации;
  • Курса денежного предложения на регулирование ставки процента в сочетании с расширением предложения денег;
  • Высокой степени чувствительности спроса на деньги к процентной ставке;
  • Неполного использования ресурсного потенциала экономики;
  • Увеличения ресурсного потенциала экономики в совокупности расширением предложения денег;

Фискальная политика наиболее эффективна в случае высокой чувствительности спекулятивного спроса на деньги и инвестиции к процентной ставке. В обратной ситуации фискальная политика абсолютно неэффективна, а денежная политика сопровождается существенным эффектом вытеснения.

При отсутствии резервов увеличения объёма производства и занятости фискальная экспансия эффективна лишь в краткосрочной перспективе.

6. Исследования в области фискальной политики

Современные исследования фискальной политики в отечественной и зарубежной литературе можно свести к шести основным направлениям.

  • Анализ краткосрочного состояния фискальной политики в стране (акцент на «автоматических стабилизаторах»). До применения какого-либо инструмента фискальной политики следует как можно точнее проанализировать текущее состояние финансов в стране. Наиболее подходящими индикаторами такого состояния являются текущий, структурный (циклически нейтральный), а в некоторых случаях — операционный балансы (при достаточно высоких темпах инфляции);
  • Рассмотрение средне- и долгосрочных эффектов фискальной политики. Цель вмешательства в экономику, таким образом, — осуществлять регулирование, чтобы краткосрочные колебания в фискальном балансе не являлись отклонением от приемлемой траектории фискальной политики в среднесрочном периоде. Такая траектория должна быть определена и на долгосрочный период. Она обычно выражается в виде специальных «фискальных правил»;
  • Достижение фискальной устойчивости. Кроме обычных рисков дефолта и макроэкономической нестабильности неустойчивая фискальная позиция налагает на страну другие потенциальные риски и издержки. Хотя оценка фискальной устойчивости является более делом искусства, чем научного подхода, обычно её начинают с определения бремени внешнего долга. Старение населения приводит к возрастанию доли валовых расходов, поэтому для баланса бюджета может потребоваться увеличение налогового бремени. Это следует учесть — в долгосрочной перспективе неизбежно увеличение налогового бремени и доли расходов, перераспределяемых через бюджет («закон Вагнера»);
  • Гарантии успешной реализации фискальной политики. Осуществление фискальной политики имеет смысл лишь при условии, что правительство может доказать способности ее успешной реализации. Гарантии могут быть разделены на теоретические, законодательные и институциональные;
  • Структурное содержание фискальной политики. В данном направлении исследования анализируется специфика политики расходов и налогов для конкретной страны. Главная проблема, которая здесь интересует экономистов, — как повысить эффективность программ общественных расходов и минимизировать потери эффективности фискальной политики, мобилизовав налоговые поступления. Для развитых стран предлагается (со стороны доходов) скорее снижать расходы, чем увеличивать налоги; для развивающихся государств, где программы расходов слабы, — увеличивать долю налоговых поступлений. Для того чтобы снизить возможный обратный эффект от роста налогов, иногда следует одновременно снижать долю расходов и налоговое бремя;
  • Важность качества, прозрачности бюджетного процесса, хорошего государственного управления. Сущность данного направления исследования фискальной политики в возвеличивании роли институтов, которые претворяют эту политику в жизнь. Не секрет, что успешная фискальная политика должна быть поддержана эффективной системой управления государственных расходов и сбора налогов. Усилия стран по обеспечению прозрачности бюджетного процесса касаются не только развивающихся и переходных экономик, но также развитых стран;

7. Заключение

Фискальная политика, проводимая государством, основывается на положении о том, что изменение налоговых изъятий и объёма государственных расходов влияет на совокупный спрос и, следовательно, на величину ВНП, занятость и цены.

В краткосрочном периоде снижение налогов и увеличение правительственных расходов оказывает повышающее воздействие на совокупный спрос и, наоборот, увеличение налогов и сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос. В долгосрочной перспективе фискальная политика может оказывать негативное воздействие на экономический рост.

В зависимости от преследуемых целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер.

Фискальная политика эффективна лишь в краткосрочном периоде.

Выбор инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством.

Если это «либеральный» курс, предполагающий широкое участие государства регулировании экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам. Если проводится «консервативный» курс, ориентированный на сужение роли государства и создание чисто рыночного механизма, то более широко используют налоговые изменения.

Автор: Кутняк Екатерина, редактор: Балдин Андрей

Оцените статью
Точка39
Добавить комментарий