Термин «бенчмаркинг» пришел в наш язык из запада. Там активно используется этот подход для улучшения своего бизнеса. В этой статье мы поговорим про этот термин, рассмотрим как поэтапно проводить анализ, какую информацию собирать.
1. Что такое бенчмаркинг простыми словами
Бенчмаркинг (от англ. «bench» — «уровень», «mark» — «отметка») — это изучение других компаний с целью получения от них знаний и информации для улучшения своего бизнеса.
Уверен, что «бенчмаркинг» использовал почти каждый бизнесмен. Ведь каждый прежде чем выйти на рынок смотрит на рынок, где уже есть конкуренты (исключение составляют бизнес с революционными идеями, где отсутствуют конкуренты в принципе).
Согласитесь, перенимать опыт от успешных компаний — это в целом хорошее дело, потому что повышается качество услуг/товаров, снижается стоимость на рынке за счет конкуренции. Причём бенчмаркинга применением практически во всех сферах бизнеса. Сложно назвать отрасль, в котором бы этот подход не давал результаты.
За примерами далеко ходить не надо. Наверняка вы замечали, что любые новые идеи в смартфонах быстро появляются у других моделей (например, две сим карты, две камеры, блокировка по отпечаткам пальцев и т.д.) То же самое в любой бытовой технике, в автомобилях, в компьютерных программах и т.д.
Большинство компаний черпают успешные и хорошие идею друг у друга. В итоге получаются товары высокого качества.
Какие цели бенчмаркинга
- Избежать ранее совершенных ошибок;
- Выявить слабые стороны и проблемные места своей деятельности;
- Адаптировать успешные приёмы конкурентов для собственного успеха;
- Повысить характеристики продуктов/услуг за счет снижения стоимости, улучшения функционала и качества;
- Поддерживать высокий уровень конкурентоспособности;
Как видите, цели весьма благи. Однако некоторые думают, что одной из целей может является «уничтожение конкурента» или «нанесения урон репутации». Однако это не так. Успешные люди никогда не желают кому-то «зла», они работают в честной конкурентности.
Примечание
Бенчмаркинг не является «маркетинговой разведкой», поскольку он анализирует только открытые источники информации.
2. Виды бенчмаркинга
Выделяют следующие виды:
- Внутренний (производственный, как устроен процесс);
- Функциональный (сравнение функций работы предприятия);
- Конкурентный (на основе показателей в открытом доступе);
- Товарный (сравнение товаров);
- Усредненный (когда сложно выбрать явно лучший показатель, берут средние значения между несколькими компаниями);
- Бенчмаркинг бизнес-процесса;
3. Этапы проведения бенчмаркинга
Для проведения бенчмаркинг потребуется целый ряд последовательных этапов. Всего можно выделить 5 шагов.
1 Определяется проблемная область компании. Иногда заранее это сложно сделать. В этом случае можно анализировать своих прямых конкурентов.
2 Отбор конкурентов.
Выделим пошаговый набор действий:
- Составляется список всех фирм для анализа;
- Фильтрация;
- Ранжирование (успешные, средние, плохие);
3 Составление команды для сравнения (отбор профессионалов, которые будут заниматься сравнением).
4 Сбор и анализ информации. Про этот пункт мы поговорим далее.
5 Внедрение опыта конкурентов.
Не всегда для анализа берутся конкуренты. Возможно некоторые элементы бизнеса реализуются совершенно в других сферах деятельности.
Возможно в вашей сфере есть кружки, клубы где предприниматели обмениваются данными и опытом. Поищите у себя такой. Эта возможность провести время с пользой и выгодой для себя. При этом такие мероприятия бесплатны в большинстве случаев.
4. Какую информацию собирать и анализировать
Поскольку бизнес у всех разный, то и нюансы все разные. Выделим основную информацию, которую можно собирать для большинства компаний в процессе бенчмаркинга.
- Качество продукции и услуг;
- Производственные процессы и ищут пути оптимизации;
- Себестоимость изготовления продукции или оказания услуг;
- Скорость и эффективность производства;
- Расходы на рекламу и маркетинг;
- Расходы на реализацию товаров, работ или услуг;
- Удовлетворенность целевой аудитории;
5. Плюсы и минусы бенчмаркинга
Плюсы:
- Повышение качества своих услуг и продукции за счет опыта других;
- Улучшение конкурентоспособности товаров;
- Возможность увеличения прибыли;
- Расширение на рынке;
- Оптимизация процессов;
- Более дешевый подход в развитии, поскольку можно посмотреть на результаты других;
Минусы:
- Временные и денежные затраты на анализ;
- Не всегда возможно внедрить к себе успешный опыт из-за специфики или других обстоятельств;
- Старые «фишки» уже не будут давать такой эффект, как только при первом их появление;