Дороги, которые построил ВАД

Строительному управлению АО «ВАД» по Калининградской области исполняется 10 лет. За эти годы в регионе были проложены десятки километров современных, красивых, долговечных и комфортных автодорог.

Компания АО «ВАД» возглавляет список 100 лучших подрядных дорожных фирм и организаций России не только по объемам выполненных работ, но и по высокому качеству объектов. Вадовцы успешно трудятся в Санкт-Петербурге, Карелии, Вологде, Архангельске, Перми, Ярославле, Калининграде, Крыму.

Таков результат успешного менеджмента, профессиональной деятельности всего коллектива, умения соответствовать требованиям времени при реализации проектов различной степени сложности, внедрения современных технологий и методов контроля качества работ.

О новой вехе в истории дорожно-строительной отрасли Калининградской области мы говорили с заместителем генерального директора АО «ВАД» по производству Николаем Евсюковым.

Николай Евсюков,
заместитель генерального директора АО «ВАД» по производству

– 10 лет назад в Калининградской области было открыто новое строительное управление – подразделение крупного санкт-петербургского отраслевого холдинга АО «ВАД» (тогда ЗАО «ВАД»), занимающего прочные лидирующие позиции на рынке дорожно-строительных работ. Именно с этого времени в нашем регионе началось строительство современных высокоскоростных магистралей. Вы стояли у истоков реализации новых проектов. Как все начиналось?

– В декабре 2007 года было создано строительное управление «ВАД» в Калининградской области, в 2008-м мы в качестве генподрядчиков приступили к строительству одной из главных трасс региона – Приморского кольца, которое должно было связать областной центр с городами, находящимися на побережье Балтийского моря. Первый участок трассы Калининград – Зеленоградск с ответвлением к международному аэропорту Храброво был построен в рекордно короткие сроки и введен в эксплуатацию в 2009 году. Это была наша первая в области скоростная четырехполосная автомагистраль, по которой можно было менее чем за полчаса доехать от центра Калининграда до побережья.

– Как удалось так быстро укомплектовать производственно-техническую базу и штат специалистов?

– Это стиль работы нашего предприятия: мобильность и полная взаимозаменяемость, в том числе и кадрового состава. Вадовцы работают по всему Северо-Западу – в Санкт-Петербурге и Архангельске, Пскове и Мурманске… У нас есть костяк коллектива, который в течение многих лет остается неизменным. Но если где-то резко возрастает объем работ, привлекаем свободных специалистов из других строительных управлений ВАДа. Новая техника – бульдозеры, экскаваторы, грейдеры, геодезические приборы – была закуплена сразу, создана собственная лаборатория контроля качества.

– С приходом ВАДа в регион изменилась карта автомобильных дорог. Какие объекты были сданы в эксплуатацию за прошедшие годы?

– Действительно, мы перекроили карту автомобильных дорог Калининградской области, проложив современные автотрассы Приморского кольца до курортных городов Пионерского и Светлогорска, расширили возможности Северного обхода Калининграда, в чем крайне нуждался город.

Помимо строительства новых магистралей, мы активно реконструировали старые автомобильные дороги. Так, после реконструкции Северного обхода появилась, вместо однополосной дороги в каждом направлении движения, современная магистраль – шестиполосная трасса первой технической категории. На этом участке трассы построено 5 путепроводов, 3 подземных пешеходных перехода. Теперь автомобильная дорога обеспечивает необходимую пропускную способность и интенсивность движения. Максимально возможная расчетная скорость – 110 километров в час. К этому надо добавить реконструкцию федеральной трассы А229 Калининград – Черняховск – Нестеров на нескольких участках, где проведен капитальный ремонт асфальтобетонного покрытия, а в поселках оборудованы тротуары, бордюрное ограждение, освещение.

Картина будет неполной, если не сказать еще об одном объекте реконструкции в калининградском микрорайоне Сельма – около 10 километров дорог и улиц, строительство нового путепровода. Это позволило существенно улучшить транспортную доступность жителей Сельмы, обустроить выезд на Советский проспект через путепровод по улице Гайдара и дополнительные выезды на Северный обход Калининграда.

Работы были завершены в 2015 году.

В настоящее время СУ АО «ВАД» по Калининградской области строит инфраструктурные объекты к чемпионату мира по футболу, который пройдет в 2018 году.

– Фирменным знаком любого вадовского объекта является высокое качество. Что должно быть в арсенале компании, чтобы уровень строительства и реконструкции дорог соответствовал европейским стандартам?

– Опыт, наработанный АО «ВАД» за более чем 20 лет, хорошая материально-техническая база и кадровый потенциал компании. А еще – строгое соблюдение существующих технологий и внедрение инновационных. Дорожное строительство всегда должно идти в ногу со временем или немного опережать его. ВАД всегда основную часть работ выполняет своими силами, а в качестве подрядчиков привлекает только хорошо зарекомендовавшие себя компании. Большое внимание уделяется не только качеству, безопасности автомобильных трасс, но и их эстетике. В области действительно раньше не было региональных дорог такого класса: с удобными развязками, мостами, путепроводами, освещением. У калининградских трасс есть и свое характерное отличие – стилизованный кораблик на опорах освещения.

– Николай Николаевич, в настоящее время вы курируете строительство дорожных объектов не только в Калининградской области, но и в Крыму?

– Да, география АО «ВАД» расширилась: теперь компания работает и в Крыму. ВАД выступает генеральным подрядчиком по строительству автодороги и автомобильного подхода в город Керчь, к транспортному переходу через Керченский пролив и строительству и реконструкции автомобильной дороги Керчь – Феодосия – Белогорск – Симферополь – Бахчисарай – Севастополь (граница Бахчисарайского района) (трасса «Таврида»).

Реализация этого масштабного проекта была начата в мае текущего года, все мероприятия выполняются в соответствии с графиком производственных работ.

Планируется, что автодорожный подход к мосту через Керченский пролив и две из четырех полос автомобильной трассы «Таврида» будут построены к концу 2018 года. Полностью строительство и реконструкция трассы завершатся в 2020 году. Впереди еще много работы и в Крыму, и в Калининградской области. Каждым выполненным проектом АО «ВАД» стремится показать умение реализовывать как отраслевые, так и государственные стратегические задачи.

О СЕГОДНЯШНЕМ ДНЕ СТРОИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ, О ТЕХ ОБЪЕКТАХ, НА КОТОРЫХ ВЕДУТСЯ РАБОТЫ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, МЫ ПОПРОСИЛИ РАССКАЗАТЬ ОЛЕГА НАДЕЖДИНА, НАЧАЛЬНИКА СУ АО «ВАД» ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Олег Надеждин,
начальник строительного управления АО «ВАД» по Калининградской области

– Олег Анатольевич, сегодня главный акцент в деятельности вадовцев сделан на строительстве и реконструкции инфраструктурных объектов в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году?

– Да, для нас это задача номер один. В центре внимания нашего дорожно-строительного управления – объекты, которые мы должны сдать к чемпионату мира по футболу 2018 года. Конечно, окончания работ и открытия движения по новым дорогам и путепроводам с нетерпением ждут и калининградские автомобилисты. Прежде всего речь идет о Восточной эстакаде – крупном инфраструктурном объекте, который является связующим звеном между Московским проспектом, островом Октябрьский и улично-дорожной сетью, парковками, примыкающими к главной футбольной арене. Восточная эстакада – это и новая многоуровневая транспортная развязка, и более чем 400-метровый мост через реку Новую Преголю.

Еще один объект к чемпионату – современная скоростная трасса «Северный обход Калининграда», являющаяся составной частью проекта «Приморское кольцо». Весь проект складывается из нескольких подэ­тапов строительства. Первый и второй подэтапы: от Московской развязки до Гурьевского кольца; третий подэтап: от Гурьевского кольца до Невской развязки. Готовность автомобильной дороги от Московской развязки до Гурьевского кольца – практически 99 процентов, остались небольшие штрихи до полного завершения работ.

– До приезда гостей на футбольный праздник осталось меньше года. Поэтому вопрос вполне закономерный: успеет ли АО «ВАД», которое славится своей точностью выполнения обязательств, сдать объекты в срок?

– Мы четко работаем в рамках контракта. Срок сдачи участка Восточной эстакады от Московского проспекта до стадиона – 31 мая 2018 года. Как всегда, есть сложности с отчуждением земель, попадающих в зону строительства, что несколько тормозит проведение работ. Есть проблемы и с выполнением своих обязательств субподрядными организациями. Причины объективные: чем ближе к центру Калининграда, тем больше самых разных коммуникаций переплетаются под землей. Составить полную картину можно только после «вскрытия». Но, несмотря на возникающие трудности, к концу текущего года мы пустим движение по путепроводу на Московском проспекте.

Если говорить о второй части Восточной эстакады, то это строительство почти полуторакилометровой дороги в районе аэродрома Девау. Она необходима для организации проезда в обратном направлении, где будет обустроена перехватывающая парковка для приезжающих на чемпионат на автомобильном транспорте. Там болельщики смогут оставить свои машины, а до стадиона добраться на шаттлах. В стоимость контракта – 589 миллионов рублей – входит строительство дороги с переносом всех имеющихся коммуникаций, обустройство и освещение. Уже уложено 70 процентов асфальтобетонного покрытия, обустроена еще одна небольшая кольцевая развязка. В рамках контракта до конца 2017 года вторая часть Восточной эстакады будет сдана в эксплуатацию, если решатся все вопросы с изъятием частных земель.

– Какие еще объекты в зоне вашей деятельности?

– Реконструкция части трансъевропейского коридора федеральной трассы А 229 Калининград – Черняховск – Нестеров. Всего 20 километров от поселка Ушаково до Гвардейской развязки – от 25-го до 45-го километра. А в прошлом году завершили реконструкцию левой стороны магистрали, в этом году ведем работы на другой стороне. Трассу первой технической категории привели в нормативное состояние: барьерное ограждение, дополнительное освещение пешеходных переходов, новая разметка. Разрешенная скорость – 110 километров в час. Этот объект тоже можно рассматривать в рамках подготовки дорожной инфраструктуры к чемпионату: по этой трассе поедут болельщики из-за рубежа.

– Дорожные объекты, в соответствии с требованиями ФИФА, должны пройти тестирование?

– Будут проведены испытания мостов и путепроводов, чтобы подтвердить возможность дополнительной нагрузки. Что касается дорог, то они построены в соответствии с проектом и рабочей документацией. К 15 марта 2018 года должны быть проведены тестовые мероприятия, и, соответственно, нам надо обеспечить проезд хотя бы по нижним слоям асфальтобетонного покрытия, сделать временную разметку. А затем уже выведем все в чистом, окончательном виде.

– У ВАДа есть традиция, которая уже закрепилась за 10 лет работы на калининградской земле, – сдавать готовые объекты раньше срока, приурочив, например, к своему профессиональному празднику. Этот юбилейный для компании год, думаю, не будет исключением?

– В октябре мы откроем движение на участке трассы А229 ко Дню работников дорожной отрасли, хотя срок сдачи объекта согласно контракту – декабрь 2017 года. Мы стараемся не изменять традициям, а приумножать их. К чемпионату мира по футболу все взятые на себя обязательства наше строительное управление выполнит.

– Олег Анатольевич, достаточно большая часть вашей жизни связана с калининградским строительным управлением. Что для вас работа в ВАДе?

– ВАД не просто работа, это образ жизни. В ВАДе я работаю 15 лет, почти 10 из которых – в строительном управлении АО «ВАД» по Калининградской области. Это годы интенсивной и интересной работы, плоды которой можно увидеть, проезжая по дорогам региона.

– А как изменилось само строительное управление за 10 лет? Какие подразделения сейчас входят в его состав?

– Все службы были сформированы изначально, но их численность выросла в связи с увеличением объема работ. В составе управления – проектный, производственно-технический, сметный отделы, отдел организации перевозок, контролирующий поступление и перевозку материалов, отдел снабжения. Плюс те специалисты, которые непосредственно работают на объектах. Штатный состав сотрудников предприятия заметно увеличился. В общей сложности сегодня в строительном управлении трудятся около 600 человек.

– Производственно-техническая база тоже претерпела значительные изменения?

– В эти дни мы как раз обживаем собственную новую базу, которую построили в поселке Холмогоровка для более рациональной организации работы предприятия.
Построив в Калининградской области стационарную производственно-техническую базу, мы еще раз подтвердили, что пришли в регион не на время, а навсегда, чтобы строить современные и безопасные автомобильные дороги.

За эти 10 лет строительное управление АО «ВАД» по Калининградской области построило в регионе более 140 километров автодорог. В ближайшее время будет завершено строительство еще 110 километров дорог. С помощью основного субподрядчика ООО «СПЕЦМОСТ» возведено более полусотни мостов и путепроводов.
В числе основных объектов:
– трасса Калининград – Зеленоградск с подъездом к аэропорту Храброво – I очередь строительства кольцевого маршрута, 26,6 километра. Декабрь 2007 – октябрь 2009 гг.;
– 4 очереди кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны и реконструкции Северного и Южного обходов Калининграда – автомобильная дорога от подъезда к Светлогорску до подъезда к Зеленоградску, 25,6 километра. Декабрь 2009 – август 2012 гг.;
– строительство и реконструкция улиц Гайдара – Челнокова – Согласия – Советского проспекта с устройством путепровода через железнодорожные пути, улицы Челнокова и автодороги «Северный обход Калининграда», 8,8 километра. Август 2012 – август 2014 гг.;
– реконструкция трех участков автомобильной дороги А229 Калининград – Черняховск – Нестеров общей протяженностью свыше 46 километров. Ноябрь 2012 – май 2015 гг.

Светлана Фролова
Фото: Никита Дашевский и из архива компании