Автотор: инвестиции в человеческий капитал

За 25 лет работы калининградский автозавод подготовил коллектив высококвалифицированных кадров, которые в этом году выпустили с конвейера двухмиллионный автомобиль.

Крупнейшее предприятие региона «Автотор» одним из первых получило статус резидента особой экономической зоны. Ежегодно с конвейеров выходит порядка 200 тысяч высококачественных автомобилей, что составляет 9 процентов отечественного авторынка. Всего за 25 лет деятельности компания выпустила два миллиона автомобилей.
Юбилейный двухмиллионный автомобиль недавно был торжественно преподнесен в дар благотворительному центру «Верю в чудо», которому компания не один год оказывает поддержку. Залог успеха предприятия «Автотор» – это в первую очередь люди, коллектив настоящих профессионалов, который сформировался за прошедшие годы.

– В автомобилестроительной отрасли Калининградской области работает почти 3,5 тысячи человек, – рассказывает старший вице-президент – исполнительный директор ООО «Автотор Холдинг Менеджмент» Владимир Чапля. – 420 из них – инженерно-технические работники. По статистике, одно место в автомобильной отрасли – это 8-9 рабочих мест в смежных отраслях, таких как строительство, транспорт и других. Соответственно, около 30 тысяч жителей нашей области так или иначе связаны с «Автотором».

Владимир Владимирович рассказал, что сотрудники предприятия проходят обязательную профессиональную подготовку по системе управления производством, ежегодно сдают квалификационный экзамен, на котором для рабочих представлен один уровень вопросов, для инженерного состава – другой. По его результатам сотрудникам присваивается следующий разряд либо подтверждается разряд, который уже имеется.


– Мы не скрываем, что в 2014 году компанию коснулся кризис. Известно, что автомобилестроение в первую очередь испытывает на себе такие явления. На предприятии отмечалось падение объемов производства практически в два раза. Если в 2012 году мы выпускали 250 тысяч автомобилей в год, то в 2015 году – порядка 95 тысяч. Несмотря на все трудности, мы направили силы и средства на то, чтобы сохранить ценные кадры. Воспитать работника тяжело, а потерять его легко. В тот непростой период пришлось перейти на сокращенный график работы, и наши сотрудники с большим пониманием отнеслись ко всему происходящему. Когда предприятие ожило, мы выплатили премии работникам, которых очень ценим. В прошлом году были выплачены две премии – это 14-я и 15-я зарплаты. Все это своего рода благодарность за то, что люди вместе с нами пережили трудные времена. Мы не только успешно сохранили коллектив, но и утроили состав в сравнении с 2015 годом. Если говорить о производстве, то в 2018 году «Автотор» выпустил 203 тысячи автомобилей, в этом году планируем увеличить цифру на 20 процентов. Стоит отметить, что у нас растет доля производства автомобилей по полному циклу, то есть включая сварку, окраску и сборку. На данный момент запускаем производство еще одной модели KIA и до конца года планируем поставить по полному циклу еще три модели легковых автомобилей. Это серьезная и ответственная задача, но с учетом квалификации и опыта работы наших специалистов, думаю, мы успешно справимся с ней, – отметил Владимир Чапля.

На заводе «Автотор» действует система непрерывного профессионального образования: повысить разряд и освоить новую высокооплачиваемую специальность может любой сотрудник предприятия по желанию. Кроме того, раз в год каждый заводчанин имеет возможность продемонстрировать свое профессиональное мастерство на внутризаводском конкурсе «Лучший по профессии». Победителям, помимо солидных денежных призов, – почет и уважение со стороны руководства, коллег и родных.

– Я работаю в компании два года, – говорит слесарь механосборочных работ производства пассажирских автомобилей Андрей Лежнин, – прошел курс обучения в учебном центре на базе компании, очень старался показать свои лучшие качества, и результат не заставил себя ждать. Недавно я стал лучшим работником месяца, чему несказанно рад. Меня все здесь устраивает: 13-я зарплата, премии, льготы. Благодаря поддержке предприятия я смог приобрести в ипотеку недвижимость. Большое значение имеет то, что здесь каждый год мы можем повышать квалификацию. Это отражается на уровне заработной платы. Поэтому есть стимул работать еще лучше.

Несколько лет назад у руководства «Автотора» появилась идея создать на собственные средства масштабный спортивный объект. Это не просто социальный проект, а инвестиции в будущее. Площадь строительства физкультурно-оздоровительного комплекса «Автотор-Арена» превышает 40 тысяч квадратных метров. Строительство идет полным ходом, и масштабы сооружения уже сейчас впечатляют: полноразмерное крытое футбольное поле, большой современный бассейн и универсальные залы для различных видов спорта. В день спорткомплекс сможет принимать до 4,5 тысячи жителей, открытия комплекса с нетерпением ждут не только сотрудники предприятия, но и калининградцы.

– У коллектива предприятия сформирован корпоративный дух, – говорит начальник управления социального развития и социальных программ ООО «Автотор Холдинг Менеджмент» Александра Вельможко. – Разрабатываются программы для объединения и сплочения наших сотрудников. Они должны не только эффективно работать, но и хорошо отдыхать, радоваться жизни. В этом плане нас активно поддерживает профсоюзная организация, благодаря которой сотрудники имеют возможность выезжать на отдых, в том числе за границу. В прошлом году мы отдыхали в Карпатах – катались на лыжах и сноубордах. Если человек хорошо отдохнет, то работать он будет еще лучше. Поэтому мы на регулярной основе поддерживаем различные программы, чтобы коллективу было комфортно отдыхать в кругу своей семьи. Кстати, «Автотор» для многих уже давно стал второй семьей.

– Я работаю на «Автоторе» 12 лет, – говорит водитель погрузчика Марина Бедрина. – Здесь стабильная белая заработная плата и полный социальный пакет. В прошлом году мы получили 14-ю и 15-ю зарплаты, это весомая поддержка для нашей семьи. Именно с «Автотором» я впервые в жизни выехала за границу. Два самолета с пассажирами из числа наших сотрудников вылетели в Египет. Затем были поездки в Израиль и Дубай. Я летала вместе с мужем и дочерью, и предприятие оплатило 50 процентов от стоимости путевок.
Во время различных мероприятий, проводимых компанией, у членов семей заводчан тоже появляется желание работать на «Автоторе» – так на предприятии сформировались настоящие трудовые династии.

– Мы работаем здесь восьмой год, – говорят супруги Сергей и Наталья Мамоновы. – Уверены, что это лучшее предприятие Калининградской области. Мы имеем право пользоваться различными льготами. Например, недавно приобрели квартиру в ипотеку – и предприятие помогает в погашении процентов.

Сотрудники «Автотора» чувствуют уверенность в завтрашнем дне и имеют возможность пользоваться социальными льготами, предоставленными предприятием, не случайно. Компания одной из первых в области внедрила коллективный договор. На протяжении многих лет автозавод признается лучшим работодателем области.
– Документ регулирует отношения между работодателем – представителем администрации и всем трудовым коллективом, – рассказывает председатель совета профсоюза работников автомобилестроения «Автотор-проф» Татьяна Мороз. – В этом документе локально прописаны все моменты: от общего положения, прав, обязанностей, правил внутреннего распорядка до социального партнерства, вопросов охраны труда и здоровья. Особое внимание руководство предприятия уделяет вопросам питания сотрудников. У нас есть специалисты при медицинском пункте, которые ежедневно приходят на брокераж и контролируют как качество продуктов и готовых блюд, так и содержание помещения. Контроль заключается еще и в том, чтобы соблюдались все стандарты – наименование блюд, выход порций, качество, калорийность. Огромное спасибо руководству предприятия, которое компенсирует 83 процента от стоимости питания. Мы заботимся о своих сотрудниках, ведь они для нас самое большое богатство.

– Я работаю здесь с 2001 года, – рассказывает сварщик Петр Акимов. – Устраивался слесарем механосборочных работ, а сегодня являюсь бригадиром-наставником. Проработав на заводе 18 лет, могу сказать, что главное – не лениться и иметь желание зарабатывать, тогда все получится. Я трижды ездил на обучение за границу – на автомобильные производства Кореи и Польши. И конечно, большая благодарность руководству: даже в самое сложное время – период кризиса – мы никогда не оставались без зарплаты. Сейчас возраст позволяет уже выйти на пенсию, но я пока не тороплюсь. Когда утром ты с большим желанием едешь на работу, а вечером в хорошем настроении возвращаешься домой, менять ничего не хочется.

Руководство компании ценит ветеранов труда, которые не только профессионально исполняют свои обязанности, но и с удовольствием передают богатый опыт работы представителям нового поколения заводчан, а их на «Автоторе» с каждым годом становится все больше.

Матвей Терентьев
Фото из архива компании