Инвестиционный климат Калининградской области: от выживания к развитию

Прозрачные таможенные регламенты, отмена НДС и льготы для бизнеса – в основе нового закона о социально-экономическом развитии региона.

stolypinskij-klub

В Калининграде 7 сентября состоялось собрание Столыпинского клуба. Широкий круг участников, в числе которых – Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, врио председателя правительства Калининградской области Антон Алиханов, бизнес-омбудсмен по Калининградской области Георгий Дыханов и целый ряд экспертов, предпринимателей, представителей региональной власти и федеральных территориальных органов, обсудили закон «О социально-экономическом развитии Калининградской области». Модератором мероприятия выступил Дмитрий Потапенко.

dsc00151Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Inc:
– Задача Столыпинского клуба – выработка концепции развития экономики. Это площадка, на которой можно высказывать мнения, спорить, обсуждать. Мы собрались не только послушать доклады, но и задать вопросы, связанные с тем, как развивается экономика в целом и в частности (на калининградской земле). Мы будем проводить такие встречи регулярно.

Борис Титов представил свое видение перспектив развития Калининградской области. По его мнению, в регионе необходимо зафиксировать льготный режим для всех действующих предприятий, которые в будущем должны стать резидентами особой экономической зоны. Особый статус Калининграда должен быть таким же, как тот, который уполномоченный по защите прав предпринимателей РФ предлагал сделать в Крыму.

dsc00444Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей:
– Когда разрабатывались основные положения свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма, мы настаивали на том, что льготы должны получить все работающие компании: каждый бизнес должен был в автоматическом порядке стать резидентом СЭЗ. К сожалению, это решение не было принято, в результате в Крымской СЭЗ сегодня нет большого количества резидентов, в то время как большая часть компаний продолжает испытывать сложности переходного периода. СЭЗ в Крыму могла бы развиваться гораздо быстрее, если бы не эти ограничения.

dsc00253Антон Алиханов, врио председателя регионального правительства:
– Мы хотим сделать из Калининградской области зону без НДС. У нас есть предложение, и мы его направили в министерство экономического развития. Понимаем, что вопрос крайне тяжелый, будет очень серьезное сопротивление со стороны федеральных ведомств. Это позволит ввозить российские, белорусские, казахстанские, армянские товары на территорию области без НДС. Сейчас мы ввозим без НДС польские, литовские товары, и они более конкурентоспособны, чем товары, завозимые с основной территории России. В то же время налог на прибыль и имущество останется в прежнем формате. Более того, мы возьмем лучшее от закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ». Тем самым прибавим еще 3 года дополнительно к льготному режиму. В том виде, в котором ТОР существует сейчас, мы его видеть в регионе не хотим. Он сформулирован для малых территорий и для всей области не подходит. Мы возьмем из него предложения по налогу на имущественную прибыль, а также по снижению страховых платежей с 32 до 7,6 процента. При этом предлагаем привязать такие льготы к уровню заработной платы.

dyhanovГеоргий Дыханов, бизнес-омбудсмен по Калининградской области:
– Есть ли предпосылки для устойчивого роста экономики Калининградской области? В фокусе рассмотрения два закона: о таможенных льготах и о налоговых льготах. Те, кто придут в регион за таможенными льготами, принесут низкую добавленную стоимость. Те, кому нужны налоговые льготы, придут за временными преференциями. Поэтому и нет ни одного крупного известного инвестора и бренда в Калининградской области. Нам нужны трансформационные инвестиции, то есть не просто люди с деньгами, а специалисты, которые принесут новые технологии менеджмента и новые рынки за собой. Наша страна пошла по пути таможенных льгот. Литва, Польша и Калининградская область тяготеют к налоговым преференциям. Правда, у нас противоречие: нам вроде как нужны «временщики», но мы ставим порог 150 миллионов рублей инвестиций. Так наш регион как бы сигнализирует: нам никто не нужен. Именно поэтому за 10 лет действия ОЭЗ у нас появилось всего 111 предприятий (10 инвесторов в год). Для того чтобы обеспечить Калининградской области устойчивый рост экономики, необходим миллиард долларов инвестиций ежегодно, а у нас нет и 100 миллионов. Еще одна проблема – низкая производительность труда в сравнении с другими регионами России.
При этом рост доходов населения составил 22 процента. Мы тратим больше, чем производим. В итоге в Калининградской области сформировалась хрупкая волатильная экономика. Но есть и плюс: она достаточно диверсифицированна. Что нам нужно от нового закона? Крупный бизнес говорит, что страдает от структурных ограничений: малый рынок, малые ресурсы. Средний бизнес называет главной своей проблемой государственное давление. Малый бизнес сталкивается с жестокой конкуренцией и нехваткой ресурсов. За эти годы мы решили вопрос выживания, сейчас важно перейти к развитию. Новый закон должен содержать компенсационные меры, то есть восполнять издержки, которые мы несем ввиду удаленности от России. Вторая часть закона – это меры развития, связанные со снижением общих издержек. Важно понимать, что без транзита мы будем транспортным тупиком.

В ходе обсуждения предприниматели пожаловались на большое количество проблем и барьеров, которые создает им таможенный орган. В данный момент существуют жесткие правила перевозки и растаможки грузов, перевозимых из других регионов России. Процесс проверки также затянут. При импорте деталей из зарубежных стран нагрузка становится неподъемной.

dsc00167

Борис Титов:
– Необходимо отменить обязательное декларирование импортных составляющих товара. Мы посетили мебельную фабрику «Максик», владелец которой рассказал о том, что вынужден декларировать каждый импортный элемент фурнитуры, ткань, оберточную бумагу или этикетку на мебели. Несмотря на то что эта этикетка напечатана в Калининграде, в типографии использовали импортные чернила! Значит, их тоже надо просчитать по граммам и уплатить на них пошлины. От этого нужно уходить, чтобы избавить бизнес от излишних барьеров.

Собравшиеся сошлись во мнении, что Калининградской области необходимы прозрачные таможенные регламенты.

Борис Титов:
– Таможенное регулирование в Калининграде – это очередной пример того, как наше государство генерирует запреты без оглядок на здравый смысл. Груз из России в Калининград идет опломбированным, нет никакой необходимости его дополнительно проверять, заново взвешивать. Это классический случай, когда исполнение органами формальных правил закона становится барьером для бизнеса, экономики. Для сотрудников таможни отсутствие прозрачных регламентов также создает огромное количество лишней, ненужной работы. Единственной причиной сопротивления может быть нежелание отказываться от потенциально коррупционных сделок. Я также обращусь к федеральному министру транспорта по вопросу чрезмерного контроля морского транспорта.

trugubovБорис Трегубов, директор Центра стратегических разработок:
– Здесь прозвучала ключевая фраза: «Перейти от выживания к развитию». Хотел бы расширить контекст обсуждаемых вопросов. Формально у нас есть вся необходимая структура, для того чтобы перейти к модели развития. Но если заглянуть за кулисы, выясняется, что дела обстоят неважно. Предварительный анализ реализации стратегии показывает, что по всем ключевым показателям, таким как производительность труда, фондовооруженность, валовый региональный продукт, инвестиции на душу населения, смертность, отсутствие естественного прироста населения, мы находимся ниже среднероссийских показателей на 20-30 процентов. То есть вроде бы стратегия развития есть, но она разрабатывается в административном технократическом варианте. Необходим перезапуск всей системы управленческих механизмов, их инвентаризация с точки зрения содержания и функциональности.

dsc00367Соломон Гинзбург, президент фонда социально-экономических и политических исследований «Региональная стратегия»:
– Я хотел бы напомнить всем присутствующим, что конечная цель всех законопроектов, посвященных развитию нашей области, должна быть ориентирована на улучшение условий жизни населения. При такой постановке вопроса совершенствование положения бизнеса становится не основной идеей, а одним из шагов на пути достижения стратегической цели. В конечном итоге это приведет к росту покупательской способности населения и положительно отразится и на доходах бизнеса.

Врио председателя правительства Калининградской области Антон Алиханов подчеркнул важность проведения открытого обсуждения особого статуса области. Он выразил уверенность в том, что именно участие предпринимательского и экспертного сообщества поможет выработать максимально эффективные условия для развития и роста экономики региона.
Итог встречи подвел Дмитрий Потапенко, который отметил, что в вопросе развития Калининградской области необходимо соблюдать баланс частных и государственных интересов.

Юрате Пилюте
Фото: Светалан Смельцова