Стальной век зодчества

Преимущества и недостатки строительства жилья на основе металлоконструкций, а также причины устойчивого роста популярности такого способа возведения зданий.

Существует мнение, что из стали можно строить только спортивные сооружения, парковки, склады, промышленные цеха и большие торговые центры, а для жилья металл не годится.

Однако, эксперты портала rcmm.ru заявляют: это мнение ошибочно.

В последние годы стальные конструкции стали активно применять и в строительстве жилых комплексов. Секрет растущей популярности этого материала прост: сооружения на металлической основе возводятся буквально за считанные месяцы – собираются на стройплощадке как конструктор. Здесь исключены «мокрые» процессы. Для монтажа многоэтажного дома из металлоконструкций не нужно много людей, вполне достаточно пяти-шести работников. А при строительстве высотных зданий металл вообще незаменим: большая часть небоскребов строится как раз на стальном каркасе. Особенно прижилась стальная технология в паркингах: строя из металла, можно получить парковку практически без колонн – их количество и габариты значительно меньше. Использовать такую парковку удобнее и дешевле.

Портал rcmm.ru приводит данные агентства INFOline: объем производства продукции строительного назначения по итогам 2017 года составил 3,5 миллиона тонн, что на 4 процента больше, чем в предшествующем году. Устойчивая тенденция наращивания производства металлоконструкций прослеживается уже в течение нескольких лет.

Конечно же, нельзя сказать, что у строительства из стали совсем нет проблем. Они есть, и их немало. Некоторыми из них поделился на недавнем семинаре «Стальное строительство», который организовала Ассоциация развития стального строительства (АРСС), представитель компании «Ферро-строй» Игорь Данилов. Компания строит три многоэтажных жилых блока со стилобатной частью на стальном конструктиве.

– Первое, с чем мы столкнулись, – это отсутствие рынка квалифицированных подрядчиков, специализирующихся на стальном строительстве, – рассказывает Игорь Данилов. – А если такого подрядчика и удается найти, стоимость его услуг достаточно велика.

Собственно, и с проектными решениями на рынке негусто. Но главная проблема, по словам Игоря Данилова, – неподготовленность, неосведомленность об особенностях стальной технологии как со стороны заказчика, так и со стороны конечного потребителя.

В интернете крутится ролик одной из китайских строительных компаний: 57-этажное здание строится за 19 дней. Оно собирается из блоков, уже произведенных на заводе. Возможны ли такие скорости?

– Возможны, – считает заведующий сектором высотных зданий и сооружений Центрального научно-исследовательского института строительных конструкций им. Кучеренко Денис Конин. – Но тут надо понимать, что перед этим модули здания целый год изготавливали на заводе. А само здание два года проектировали. Итого – 3 года 19 дней!

– Мне кажется, будущее все-таки за такими быстро собираемыми модулями, – признается Денис Конин. – Причем сейчас все более популярным становится не чисто стальное, а так называемое композитное строительство, когда ядро здания сделано из стального каркаса, а окружающая ядро сетка колонн – из композитов. Это, кстати, придает зданию необычайную легкость. Металлоконструкции позволяют снизить нагрузку на фундамент, что актуально для высотных зданий. Использование легких и гибких стальных конструкций особенно эффективно в сейсмически неустойчивых районах. Так, например, в башне Ахмат в Грозном бетон, с его большим весом и жесткостью, оказался неприемлем, а вот легкая сталь подошла как нельзя кстати.

Что же мешает продвижению стального строительства на российский рынок? Таким вопросом задались участники недавней пресс-конференции, организованной АРСС. Генеральный директор Ассоциации Александр Данилов привел такие цифры: доля зданий на стальном каркасе составляет в России всего 17 процентов, в то время как за рубежом таких домов уже более половины. Несмотря на устойчивую тенденцию к росту, России здесь еще работать и работать.

– Сегодня акцент во многом сместился от процесса проектирования и строительства к процессу согласования и визирования проекта, – признается руководитель АРСС Александр Данилов. – То есть застройщику пришлось переместиться со стройплощадки в бюрократические кабинеты.
Из-за пробелов в нормативной базе для зданий на стальном каркасе часто приходится разрабатывать специальные технические условия. А это требует согласования с Минстроем, с основными научными институтами, что затягивает процесс проектирования и отбрасывает проект на чиновничью сторону. Поэтому многие застройщики не решаются на стальные конструкции, несмотря на их преимущества.

– Что мешает? В первую очередь это жесткие нормы, предъявляемые к зданиям на металлокаркасе, которые есть в России, – считает старший партнер корпорации Thornton Tomasetti и директор ее московского филиала Леонид Зборовски. – Они делают «стальные» здания более дорогими. К примеру, требования огнезащиты. В России норма огнестойкости металлоконструкций – четыре часа. Предполагается, что именно за это время пожарные сумеют добраться до очага возгорания и потушить пожар.

В Европе этот норматив – два часа, то есть через два часа пожарная команда уже оказывается на месте и тушит возгорание. Чтобы соответствовать принятым в России нормам огнестойкости, огнезащитное покрытие металла должно быть значительно толще, а это приводит к серьезному удорожанию здания в целом.

Другой норматив – «парусность», раскачивание высотного здания под действием ветровых нагрузок. Решающий показатель здесь – ускорение при раскачивании. В России допустимой считается очень небольшая величина ускорения, а в Чили, Китае, многих других странах этот показатель почти в два раза больше! То есть допустимая амплитуда раскачивания там шире. Что это означает? Это означает, что в России для того, чтобы соответствовать нормативу, здание должно быть более «жестким», что также ведет к повышению затрат. В итоге металл по сравнению с бетоном проигрывает. Если в России ввести европейскую норму, стоимость строительства будет намного дешевле.

Надо сказать, что сегодня Ассоциация активно взялась за нормативную базу. Разрабатываются ГОСТы на легкие стальные тонкостенные конструкции (ЛСТК). Уже выпущен Каталог производителей металлоконструкций, Национальный стандарт для проката строительных конструкций и другие нормативы.

По мнению руководителя АРСС Александра Данилова, ассоциация делает все для того, чтобы стальное строительство развивалось более быстрыми темпами. Собственно, и практика стального строительства, которая с каждым годом все более расширяется, дает пищу для ума, опыт, варианты новых технических решений. Так что будущее у стального строительства, безусловно, есть. А вот каким оно будет, зависит от строительного сообщества в целом.