Яков Каждан: «150-й авиационный ремонтный завод – в авангарде технологического прогресса»

За почти 65-летнюю историю на 150-м авиационном ремонтном заводе, который имеет уникальные производственные мощности и высококвалифицированных специалистов, было отремонтировано более 23 тысяч авиационных двигателей и свыше 1,5 тысячи самолетов и вертолетов.

Яков Каждан, управляющий директор
АО «150 авиационный ремонтный завод»

Как рассказал управляющий директор АО «150 авиационный ремонтный завод», заслуженный военный специалист РФ, почетный авиастроитель РФ Яков Каждан, коллектив завода своим трудом вносит достойный вклад в укрепление обороноспособности российских вооруженных сил. В настоящее время на предприятии планируется реализация масштабного инвестиционного проекта, результатом которого будет глубокая модернизация существующих мощностей и технологическое перевооружение.

– Яков Анатольевич, сегодняшний день предприятия неразрывно связан с его большой и интересной историей. Не зная прошлого, сложно говорить о заслугах и достижениях заводчан. Расскажите, пожалуйста, об основных вехах становления предприятия.

– 150-й авиационный ремонтный завод по праву можно назвать одним из старейших оборонных предприятий Калининградской области. В основе его – созданные в 1946 году две ремонтные базы: 11-я самолеторемонтная и 308-я мотороремонтная. Они были размещены в нынешнем поселке Люблино, на территории бывшего немецкого завода «Северо-Западные авиаремонтные Зеерапеновские мастерские», который являлся организатором регулярных пассажирских авиарейсов Берлин – Кёнигсберг – Москва. В 1954 году директивой Главного штаба ВМФ из двух баз сформировали завод по ремонту авиационной техники.

Свое название 150-й авиационный ремонтный завод носит с 1981 года. В декабре 2000 года он был переведен из ведения Военно-Морского Флота РФ в состав Военно-воздушных сил России. А в 2009 году предприятие преобразовано в акционерное общество, войдя в состав АО «Авиаремонт» холдинга «Оборонсервис».

– Новый этап развития завода связан с вхождением в холдинг «Вертолеты России»?

– В марте 2014 года АО «150 авиационный ремонтный завод» вошел в состав холдинга «Вертолеты России», который теперь является нашей управляющей компанией. «Вертолеты России» – один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России. Он, в свою очередь, входит в госкорпорацию «Ростех».

Изменение структуры управления благоприятно сказалось на предприятии. У нас заметно увеличился объем заказов. В 2014 году было выпущено продукции на полмиллиарда рублей, в 2015 году – на 800 миллионов, в 2016 – на 3 миллиарда рублей, тогда был выполнен крупный заказ. В целом объем выпускаемой продукции за 4 года вырос практически в два раза. В августе 2014 года завод был убыточным предприятием, а в настоящее время – стабильно прибыльным.

Завод, используя передовые технологии и методы выполнения работ, эффективно осуществляет капитальный ремонт и техническое обслуживание современной авиационной техники.

Основу заказов составляют вертолеты советского и российского производства типа Ми-8/17, Ми-24/35 и Ми-14, Ка-27, Ка-29, Ка-32. Также на территории завода ремонтируются двигатели ТВ3-117, вспомогательные силовые установки АИ-9 (9В) и главные вертолетные редукторы ВР-252.

– Вы сотрудничаете как с российскими, так и зарубежными партнерами?

– Мы работаем в интересах Министерства обороны РФ, обеспечивая выполнение гособоронзаказа, силовых структур (МЧС, ФСБ, таможня), а также выполняем коммерческие заказы. География обширная: практически все регионы страны вплоть до Камчатки. Важным направлением деятельности является ремонт авиационной техники в рамках военно-технического сотрудничества и для коммерческих заказчиков стран СНГ и дальнего зарубежья. Отремонтированная на нашем заводе техника эксплуатируется в более чем в 20 странах Европы, Азии, Африки, Америки.

– Специфика деятельности вашего предприятия требует грамотных специалистов.

– Сегодня на предприятии работает около шестисот высококвалифицированных специалистов. Ремонт авиационной техники могут осуществлять только те, кто имеет специальное образование и высокую профессиональную подготовку. У нас много рабочих с высшим или среднем специальным образованием. Есть в коллективе люди с огромным опытом. При этом средний возраст работников снижается за счет притока молодежи, которая обучается на предприятии. У нас развито наставничество, система технического обучения, подготовки кадров. На заводе практически нет текучести кадров. Словом, с таким коллективом, который сегодня сложился, заводу подвластно выполнение любых задач.

– Руководство завода со своей стороны создает определенные условия, чтобы люди дорожили своими рабочими местами?

– В плане социальной ответственности перед работниками завод несет большую нагрузку, которая предусмотрена законодательством и коллективным договором. Социальное обеспечение работников постоянно улучшается, вводятся дополнительные льготы и стимулирующие факторы. В конце года традиционно подводим итоги конкурса «Лучший по профессии», победителей поощряем, в том числе и материально. Поскольку предприятие справляется с выполнением заказов, выплачиваем сотрудникам 13-ю зарплату. По итогам 2016 года на предприятии средний уровень зарплаты был выше, чем в целом по области. Собственным транспортом доставляем рабочих на завод и обратно. Недавно отремонтировали столовую, где вкусно и недорого кормят. Большое внимание уделяем развитию спорта среди заводчан.

– Яков Анатольевич, каковы перспективы развития предприятия?

– На заводе есть разработанный и утвержденный управляющей компанией план технического перевооружения, в рамках которого мы ежегодно обновляем стендовое оборудование, контрольно-измерительную и контрольно-поверочную аппаратуру. Кроме того, был разработан инвестиционный проект стоимостью 200 миллионов рублей, он также утвержден в холдинге «Вертолеты России». В соответствии с проектом будет выполнена реконструкция целого ряда зданий и сооружений довоенной постройки. Предусмотрено приобретение нового технологического оборудования. Основные цели – обеспечение технологической безопасности, создание комфортных рабочих мест, улучшение логистики и, как результат, повышение производительности труда. Программа рассчитана на два года. Кроме того, в настоящее время готовится документация для того, чтобы наш завод был включен в списки резидентов особой экономической зоны. Надеемся, что налоговые преференции ОЭЗ дадут положительный эффект для развития предприятия.

 

Светлана Миля

Фото: Игорь Ломанов и из архива компании


Калининградская область, г. Светлый,

пос. Люблино, ул. Гарнизонная, 4

Тел.: (40152) 2 41 72, (40152) 2 41 61

E-mail: inform@150-arz.ru

www.150-arz.ru