«150 авиационный ремонтный завод» – предприятие, уникальное даже в масштабах страны

Более шести десятилетий завод доблестно несет трудовую вахту, укрепляя обороноспособность Родины. А если брать за точку отсчета работу предшественников – 11-й самолеторемонтной и 308-й мотороремонтной баз, в результате объединения которых и был создан в декабре 1954 года полномасштабный завод по ремонту авиационной техники, то предприятие с полным основанием можно назвать ровесником Калининградской области.

IMG_0143 (1)

Много славных страниц за эти годы вписали в историю отрасли авиаремонтники. Успешно отремонтированы свыше полутора тысяч самолетов и вертолетов, более 23 тысяч авиационных двигателей и редукторов. И даже в непростые для страны и Вооруженных сил годы удалось не утратить высочайший уровень мастерства, потому что небо – строгий экзаменатор, не прощающий ошибок. В наши дни АО «150 авиационный ремонтный завод» выполняет капитальный ремонт вертолетов типа Ми-8/17, Ми-14, Ми-24/35, Ка-27/32, Ка-29/31; двигателей типа ТВ3-117, главных вертолетных редукторов ВР-252, вспомогательных силовых установок АИ-9 (В), а также всех комплектующих. Это единственное предприятие страны, которое производит комплексный ремонт вертолетов марки «Камов» («Ка»), а также единственное ремонтное предприятие, выполняющее капитальный ремонт главных редукторов ВР-252.

Столь широкие возможности подтверждены лицензиями на осуществление ремонта авиационной техники и вооружения, а также сертификатами соответствия требованиям законодательства Российской Федерации по техническому обслуживанию и ремонту гражданской и военной авиационной техники. На заводе разработана и внедрена система менеджмента качества, сертифицированная на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001- 2011, ГОСТ РВ 0015-002-2012.
Предприятие имеет большой опыт международного сотрудничества – ведь авиационная техника советского и российского производства востребована во многих странах. АО «150 АРЗ» принимает участие в международных авиационных выставках, в том числе в Международном авиационно-космическом салоне «МАКС», Международном салоне «Двигатели», Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia и других. Завод является постоянным членом Международной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения». А недавнее вступление завода в состав Калининградской торгово-промышленной палаты позволит еще более расширить возможности сотрудничества с российским и зарубежным бизнес-сообществом.
И все же, по словам управляющего директора акционерного общества, заслуженного военного специалиста РФ Якова Каждана, второе дыхание открылось для 150 авиационного ремонтного завода в марте 2014 года, когда предприятие вошло в холдинг АО «Вертолеты России».

– Яков Анатольевич, насколько расширило возможности завода включение в холдинг?

– АО «Вертолеты России» является одним из крупнейших в мире производителей вертолетной техники. Холдинг включает предприятия, обеспечивающие весь жизненный цикл вертолетной техники, от проектирования до эксплуатации и последующей утилизации. В состав холдинга входят конструкторские бюро, вертолетные заводы, предприятия по производству, обслуживанию и ремонту комплектующих изделий, авиаремонтные заводы, а также сервисные компании, обеспечивающие послепродажное сопровождение техники в России и за ее пределами. Покупатели продукции холдинга – Министерство обороны России, силовые структуры РФ, авиакомпании «Газпром авиа», UTair и другие крупные российские и зарубежные заказчики.

Войдя в состав холдинга, наш завод, помимо государственного оборонного заказа, получил возможность работы по крупным коммерческим контрактам. А тот факт, что холдинг является единым поставщиком услуг по ремонту и обслуживанию вертолетной техники в интересах силовых структур, позволило сформировать портфель заказов на ближайшие два года как по линии государственного оборонного заказа, так и по линии военно-технического сотрудничества.

– Такие серьезные объемы работ требуют соответствующего уровня производственных фондов. Планируется ли увеличение мощностей завода?

– Шесть десятилетий истории – весомый повод не только для гордости, но и для модернизации материально-технической базы. Многие здания и сооружения требуют не просто капитального ремонта, а полной реконструкции. Территориальная разбросанность производственного комплекса также ведет к сверхнормативным расходам. С целью оптимизации производственных процессов нами разработан проект масштабной реконструкции, согласованный с холдингом. И уже в ближайшие месяцы мы намерены приступить к его осуществлению. Безусловно, мы учитываем и то, что реализация этого инвестпроекта позволит заводу получить налоговые преференции как резиденту Особой экономической зоны (ТОР КО), что даст еще больше возможностей для дополнительных вложений в производство. Но живем мы не только перспективой. Поэтому уже в 2016 году на поддержание в исправном состоянии основных фондов и закупку нового технологического оборудования планируется потратить около 100 миллионов рублей.

Калининградская область. Открытое акционерное общество "150-й авиационный ремонтный завод" Фото И.Зарембо На снимке - в сборочном цехе

– Что изменится для завода по мере реконструкции производственной базы?

– Согласно стратегии развития АО «Вертолеты России», каждое из входящих в холдинг авиаремонтных предприятий должно иметь определенную специализацию, поскольку дублирование номенклатуры не совсем логично и экономически нецелесообразно. На базе производственных мощностей «150 АРЗ» планируется создание центра по ремонту, модернизации и сервисному обслуживанию вертолетов морской авиации в масштабах всей Российской Федерации. Это означает, что наш завод должен быть ведущим «законодателем моды» в этом вопросе, разрабатывать руководящую документацию по ремонту и эксплуатации авиационной техники, передавая наработки другим предприятиям холдинга. В связи с этими планами не исключено укрупнение предприятия.
Реконструкция коснется не только модернизации производственных мощностей. Одним из шагов к большей эффективности производства станет реорганизация внутренних структур. Это ни в коей мере не означает сокращения коллектива. Напротив, социальное обеспечение работников постоянно улучшается, вводятся дополнительные социальные льготы и стимулирующие факторы. За прошедший год заработная плата сотрудников выросла на 39 процентов, к концу текущего года средняя плановая зарплата составит порядка 36 тысяч рублей. Я высоко ценю наш коллектив, ведь квалифицированные кадры – основа успеха каждого производства, особенно столь непростого, как авиаремонтное. Недаром сотрудники завода неоднократно удостаивались государственных и ведомственных наград, буквально на днях трудовые заслуги ряда работников предприятия были отмечены почетными грамотами Президента Российской Федерации и знаками Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.

– Приближается 71-я годовщина победы в Великой Отечественной войне. Что бы вы хотели пожелать в День победы?

– Для меня День победы – особый праздник. Я вырос в Белоруссии, в самой пострадавшей в годы Великой Отечественной войны республике Советского Союза. И особое отношение к ветеранам родители воспитали с детства. К тому же мой отец прошел всю войну с 1941 по 1946 год, был ранен, контужен, награжден боевыми наградами.
Это день памяти защитников Родины, отдавших жизнь, чтобы мы жили счастливо. Ветеранов уже осталось очень и очень мало, годы берут свое. И скрасить их дни помощью и уважением – наш долг, о котором нужно помнить не только в памятные даты. Это важно, безусловно, и для наших земляков, жителей Калининградской области, которая сама по себе результат той великой победы.
Отмечаемое в эти дни 70-летие области – хороший повод задуматься над тем, как сделать регион-форпост России наглядным образцом культурного, социального и экономического развития.

Желаю всем жителям Калининградской области и, конечно, нашим дорогим ветеранам, здоровья, счастья, долгих лет жизни.
Благополучия и мира вам и вашим близким!

Ксения Соловьёва
Фото из архива компании