Тенденции экономии или как сохранить покупателя

После введения эмбарго в августе 2014 года в структуре товарооборота торговой сети «ВЕСТЕР» доля товаров отечественного производства возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 50 процентов.

Сокращение ассортимента из-за сужения «разрешенного» рынка стран и поставщиков побудило ритейлеров в кратчайшие сроки пересмотреть схемы поставок. Товары из Италии, Испании, Греции, Голландии и Польши были заменены на российскую, турецкую, македонскую и сербскую продукцию. Смена поставщиков, каналов и логистики поставок позволила не только избежать значительного падения продаж по «антисанкционным» товарным позициям, но даже нарастить объемы продаж по некоторым из них. Например, по категории «овощи и фрукты» по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост товарооборота составил 6 процентов. В то же время существует ряд проблем, сказывающихся на работе довольно серьезно.
– Дефицита некоторых товарных позиций избежать не удалось, – констатирует директор направления «овощи и фрукты» Олег Дружкин. – Есть сложности с поставкой баклажанов, сладкого перца, инжирных персиков, нектаринов, сельдерея, хурмы. Сокращен ассортиментный ряд томатов, листового салата, калиброванных мытых овощей и ягод.
Волатильность валютного курса, увеличение расходов на логистику, существенная доля импортных компонентов в себестоимости продукции – все это ведет к росту цен на товары, в том числе и российского производства. В результате радикально изменяется структура спроса.
– Покупатели стали экономить на готовых мясо-колбасных изделиях, делая выбор в пользу мяса птицы и свинины местного производства, – комментирует ситуацию коммерческий директор Наталья Каминская. – В этой категории отмечен двукратный рост продаж по сравнению с первым полугодием прошлого года. В структуре потребления рыбы также спросом стали пользоваться более дешевые породы. Что касается ассортимента сыров, то российские и белорусские производители пока не в состоянии предложить равнозначную альтернативу иностранной продукции, а мощности существующих предприятий не справляются с переориентировавшимися на них сетями и оптовыми компаниями. Сказался на ценообразовании переход белорусских производителей на расчеты в долларах. В то же время активность местных производителей молока позволила заместить ушедшие с рынка польские и литовские традиционные молочные продукты и йогурты.
Благодаря инвестициям в развитие местной птицефабрики и активности сети «Вестер» по прямым поставкам, заметно снизилась цена на яйцо. Потребитель отреагировал незамедлительно – товарооборот по этой позиции увеличился более чем на 20 процентов. По бакалее, молоку, а также хлебобулочным изделиям (в том числе собственного производства) товарооборот с начала года вырос на 10-17 процентов.
Анализ покупательской способности калининградцев и совершенных ими в первой половине текущего года приобретений показывает, что вопреки тренду предыдущих лет сейчас покупатели выбирают более дешевые марки товаров и продукцию «no-name». В связи с этим замедляется рост товарооборота по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, идет снижение покупок в количественных единицах измерения. Возобновляется практика шоп-туров в Польшу в поисках более широкого ассортимента и низких цен. Даже при нынешнем ослаблении рубля диспаритет розничных цен складывается в пользу польских торговых сетей. А прекращение прямого экспорта в Россию подталкивает польский бизнес к развитию комплексных инструментов конкуренции: возвращение НДС (tax-free), повышение уровня сервиса, развитие сетевых гипермаркетов в непосредственной близости к российско-польской границе, реклама в Калининграде.
В этих условиях борьба за покупателя требует от отечественных ритейлеров мобилизовать все усилия по предоставлению качественных товаров по доступной цене, а также сосредоточиться на кардинальном повышении уровня обслуживания.

IY5A1342
По материалам ТС «Вестер»