Нововведения на алкогольном рынке России

С января 2016 года будут введены дополнительные ужесточения на алкогольном рынке страны: каждую проданную оптом бутылку водки или других горячительных напитков надо будет «проводить» через Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). А с июля эти требования коснутся и розничной торговли.

IMG_6294

Одни считают, что эти требования приведут к вымыванию алкоголя с полок, другие – и вовсе не представляют себе, что это такое.

Если вкратце, то законодатель обратил дополнительное внимание на акцизную марку на товаре. Она наносится на алкогольную продукцию непосредственно на заводском конвейере и является основной гарантией того, что продукт легальный и с него уплачены все необходимые налоги и сборы в бюджет. Теперь предпринимателям необходимо будет осуществлять проверку марок при помощи технических средств на всех этапах оборота алкогольной продукции, не только при выпуске ее в обращение. По мнению экспертов, это приведет к удалению с рынка алкоголя с нелегальными марками, но будет достаточно затратным для всех участников торговли, как оптовых, так и розничных.

К чему приведут такие нововведения? И каких изменений ждать потребителям алкогольной продукции?

«До 1 июля 2016 года этот вопрос является актуальным не столько для торговых организаций, сколько для поставщиков алкоголя, – считает директор торговой сети «Вестер» по IT Алексей Морозов. – Им необходимо будет приобрести и настроить у себя соответствующее оборудование. А у розничной торговли еще будет полгода на приобретение и настройку такого оборудования. Но уже теперь каждый может приобрести оборудование, настроить программное обеспечение и электронную цифровую подпись и посмотреть, с какими организационными проблемами столкнется магазин через полгода.
После внедрения и запуска всей системы с 1 июля 2016 года (за исключением городов и поселков с населением менее 3 тысяч человек) при продаже каждой бутылки алкоголя продавец будет обязан сканером считать штрих-код на специальной марке каждой продаваемой бутылки. Этот штрих-код индивидуален для каждой единицы продукции, а потому его можно отследить на всех этапах торговли – от выпуска изделия на заводе или ввоза в страну до продажи конкретному потребителю. То есть каждая розничная точка по продаже алкоголя должна быть подключена к интернету, получить электронно-цифровую подпись и купить специальное оборудование. Поставщиков оборудования достаточно, так что есть из чего выбирать, существуют как портативные устройства стоимостью в 80–85 тысяч рублей, так и более дешевые.

К основным трудностям, которые могут возникнуть у оптовиков и розничной торговли, мы относим вопросы связи с центром обработки данных ЕГАИС. Когда торговая сеть проводила тестирование системы на одном из торговых центров, наблюдались перебои в установлении связи, что приводило к необходимости аннулировать всю покупку потребителя, даже если в ней помимо алкоголя содержится и множество других товаров. Мы надеемся, что качество связи улучшится и нам не придется выносить продажу алкоголя на отдельные кассы или «разбивать» покупку на два чека – алкоголь и прочие товары. Будет «обвал» системы или нет при ее полном внедрении – сказать сложно, но такого явления нельзя исключать».

Коммерческий директор сети «Вестер» Наталья Каминская настроена категорично: «Я не вижу причин для беспокойства. На этапе отладки оборудования если и возникнут незначительные проблемы, то они будут оперативно устранены соответствующими службами. В своих поставщиках мы уверены. В случае же непредвиденных проблем с товаром – вся партия будет безоговорочно изыматься из торговой сети и полностью возвращаться поставщику».

Скажется ли вводимая мера на розничной цене алкоголя и на сколько возрастут затраты при обороте алкоголя, сегодня прогнозировать сложно.
«Мы и сейчас применяем все самые жесткие меры для отслеживания подлинности поступающей алкогольной продукции, – сообщил заместитель генерального директора сети «Вестер» по безопасности Геннадий Абрамов. – Необходимые сканеры были нами закуплены еще четыре года назад, сейчас надо будет лишь докупить недостающее. Вся алкогольная продукция при приемке проходит проверку на подлинность нанесенных специальных марок, соответствие товаросопроводительным документам, а потому возможность ошибки практически исключена. Теперь же то, что крупные сети и так делали в добровольном режиме, чтобы обезопасить себя от возможных проблем с недобросовестными поставщиками, просто узаконили и обязали делать и более маленьких торговцев. Что ж – мы со своей стороны считаем эту меру вполне разумной: в существующих условиях развития полиграфии только сверка кода с базой может дать гарантию достоверности марки, а значит – выпуска ее действительно тем предприятием, которое указано на упаковке продукции. Вместе с тем должны возрасти трудозатраты, а это – время, люди, простой транспорта поставщика и прочие сопутствующие издержки».

ЕГАИС – это программно-аппаратный комплекс, созданный для обеспечения государственного надзора за производством и оборотом спиртных напитков. Несомненным плюсом для точек, использующих ЕГАИС, будет являться тот факт, что покупатель может сам убедиться в качестве купленной продукции и в дальнейшем внести магазин в список доверенных и надежных продавцов. При использовании мобильного приложения покупатель по коду может самостоятельно идентифицировать законность и качество приобретенного им товара. Все опасения по введению в эксплуатацию этой системы вполне понятны. И, как любое нововведение, система ЕГАИС требует отладки работы. В любом случае обычный покупатель столкнется с ней после 1 июля 2016 года. Будем надеяться, что все возможные проблемы к этому времени будут отработаны и устранены.

По материалам ТС «Вестер»
Фото: Елена Дмитриева