Таможенный контроль: трудности анклава

В регионе действует  беспрецедентная система таможенного контроля. Предприниматели стали больше жаловаться на транспортную недоступность Калининградской области.

В аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгия Дыханова провели анализ ситуации, сложившейся в таможенной сфере после окончания действия 1 апреля 2016 года режима ОЭЗ Калининградской области. В регионе по настоящее время перед местными предпринимателями остается нерешенным целый ряд таможенных проблем и ограничений. Многие предприниматели вынуждены останавливать производства по причине сложности установленных регламентов вывоза готовой продукции из региона.

До 1 апреля 2016 года действовали следующие таможенные правила для Калининградской ОЭЗ:
1) товары, ввозимые из других стран в ОЭЗ, освобождались от ввозных таможенных пошлин и других платежей;
2) товары, произведенные в ОЭЗ и ввозимые на остальную часть таможенной территории РФ (а также на территорию Таможенного союза), освобождались от ввозных таможенных пошлин и других платежей;
3) товары, ввозимые из других стран в ОЭЗ и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории РФ, а также на территорию Таможенного союза (исключая товары, переработанные в ОЭЗ и считающиеся произведенными в ней), облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами;
4) к товарам, ввозимым из других стран в ОЭЗ и затем вывозимым в зарубежные страны (как с переработкой, так и без нее), таможенные пошлины и другие платежи не применяются.

Чтобы избежать уплаты таможенных пошлин при вывозе товаров, произведенных в Калининградской области, на остальную территорию Российской Федерации, с 1 апреля 2016 года региональные производства обязаны подтверждать происхождение абсолютно всех деталей и компонентов товаров, вывозимых на остальную территорию Российской Федерации. Зачастую требования таможенной службы доходят до абсурда, когда возникает необходимость подтверждения происхождения веревки или проволоки, которой связан товар. Подтвердить происхождение – значит доказать, что изделие изготовлено исключительно из российского сырья. В случае если использовались иностранные компоненты – уплатить за них дополнительные пошлины. Процедура идентификации – сложный и затратный процесс. На каждую партию товара требуется отдельное заключение стоимостью в 3-4 тысячи рублей, не считая привлечения дополнительных сотрудников и отдельного подтверждения происхождения мелких комплектующих и материалов (коробок, веревок, скрепок, бумаги и краски на этикетке).

Новая система сертификации произведенных в Калининградской области товаров, связанная с отменой действия режима ОЭЗ в Калининградской области с 1 апреля 2016 года, существенно затруднила вывоз продукции на территорию основной России не только для тех, кто пользовался льготами при производстве добавленной стоимости по 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», но и для всех без исключения производителей Калининградской области.

Малые и микропредприятия региона (это 99 процентов регионального бизнеса) в среднем оценивают дополнительные прямые расходы на проведение процедур идентификации в размере порядка 1,5 миллиона рублей в год на каждое предприятие, что является серьезной суммой для калининградских предпринимателей. Также бюрократические процедуры подтверждения происхождения занимают порядка 4 недель, что зачастую приводит к срыву сроков поставок либо к отказу заказчиков от столь длительного ожидания. Все это ставит калининградских предпринимателей в неравные конкурентные условия с другими российскими производителями, и это притом, что, по заявлениям бизнесменов, большая часть производимой продукции поставляется в другие регионы страны.

Таким образом, в регионе существует беспрецедентная система таможенного и налогового конт­роля за компаниями, занимающимися производством товаров. Действия региональных властей на данный момент не возымели ожидаемого эффекта по борьбе с последствиями окончания действия режима ОЭЗ в Калининградской области 1 апреля 2016 года, после которого предприятия лишились таможенных и налоговых льгот. На соответствующие субсидии претендуют в основном автосборочное производство, несколько мясо- и рыбоперерабатывающих компаний – это известные в Калининградской области предприятия, ресурсы которых позволяют справляться с бюрократическим бременем. Всего, таким образом, насчитывается лишь 27 компаний из 800 раннее пользовавшихся льготами ОЭЗ в Калининградской области. Иные, к примеру мебельщики или мелкие мясопеработчики, практически свернули деятельность из-за сложности бюрократических процедур идентификации товара. Остальные предприятия также закрываются, производство сворачивается.

Справедливости ради надо отметить, что существует альтернатива идентификации продукции: просто ввозить продукцию, произведенную в Калининградской области, на территорию России как импортную – с уплатой таможенных пошлин, однако при этом нарушаются принципы единого экономического пространства Российской Федерации, и возникают дополнительные расходы, связанные с так называемым внутренним таможенным транзитом.

К уполномоченному по защите прав предпринимателей в Калининградской области также поступают жалобы от предпринимателей на проблемы внутреннего таможенного транзита товаров. Товары, отправляемые в Калининградскую область, в настоящее время должны проходить целую цепочку сложных таможенных процедур, несмотря на то что товар отправляется по факту из России в Россию. Известно, что при отправке товара, который проходит через Калининградскую область, стоимость транспортных услуг увеличивается как минимум на 500 долларов США только за оплату проведения таможенных процедур, не считая транзитных расходов по Белоруссии и Литве. Проблема также заключается в том, что производители из других регионов России, как правило, не сталкивались с подобными процедурами, и зачастую происходит ситуация, когда по причине сложности оформления пакета документов сотрудники таможни обнаруживают ошибки, после чего происходит либо наложение крупного штрафа, либо конфискация товара (согласно таможенным правилам, не только общий вес, количество мест и номенклатура должны совпадать, но и вес каждой упаковки должен совпадать, кроме того таможенный офицер вправе потребовать и проверить отдельно вес каждой упаковки и каждой единицы товара).

Действующий порядок контроля за транзитом товаров, произведенных в Калининградской области, нарушает принципы единого экономического пространства Российской Федерации.

Товар, произведенный в Калининградской области, при вывозе с территории Калининграда, транзитом через Литву, Белоруссию проходит экспертизу и сертификацию в Калининградской торгово-промышленной палате, оформление и проверку таможней, Роспотребнадзором, Россельхознадзором и другими ведомствами в зависимости от номенклатуры товара. Дальше он в опечатанном и опломбированном виде проезжает таможенную территорию ЕС или стоит на пароме, даже не попадая на таможенную территорию ЕС, и снова въезжает на территорию РФ, и его снова проверяют и проводят заново таможенные процедуры. Это регулирование оказывает деструктивное влияние на экономику Калининградской области.

По мнению представителей ФТС России, ОЭЗ в Калининградской области уникальна тем, что таможенная процедура при ввозе товара в ОЭЗ «не завершена» и, соответственно, неуплаченные пошлины доначисляются при использовании импортных компонентов в процессе производства товаров для РФ или при «реимпорте» товара или его части в Российскую Федерацию. Отсюда, по их мнению, нужна тщательная идентификация каждого компонента, вплоть до подробнейших технологических карт, описывающих процесс преобразования каждого грамма материалов и составляющих, а также описания оборудования и степени участия в процессе производства.

Такой подход ФТС России в совокупности с излишне осложненным таможенным законодательством, ориентированным на «сплошной» контроль, не только создает препятствия для развития промышленности, но и по факту исключает Калининградскую область из единого экономического пространства Российской Федерации. Таким образом, становится экономически нецелесообразной выставочная деятельность, создается ряд дополнительных барьеров для транспортного транзита, импортозамещения, экспорта российских товаров через территорию региона.

Стоит подчеркнуть, что вышеуказанные таможенные проблемы Калининградской области являются основополагающими. Большинство экономических проблем региона прямо или косвенно также связаны с Федеральной таможенной службой России, то есть с анклавным статусом Калининградской области.

Арсений Шаньгин
Фото из архива компании

Калининград,  
Московский проспект, 95,  офис 408
Тел. (4012) 71 76 34
www.ombudsmanbiz39.ru