ГИСП – ресурс для получения аналитической информации

В Москве на заседании экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике обсуждали актуальные вопросы совершенствования ГИСП (государственная информационная система промышленности).

Представители бизнеса, промышленники, чиновники и общественные организации делились мнениями, идеями и высказывали предложения по устранению имеющихся недостатков ГИСП, оптимизации ее работы. Калининградский регион на этой встрече представлял бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов.

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» установлено, что с 1 июля 2018 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере промышленности, обязаны предоставлять сведения для включения в государственную информационную систему промышленности (ГИСП) в порядке и составе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21.12.2017 № 1604. Очевидно, что Минпромторг России и далее будет настойчиво внедрять новую отчетность, и, следовательно, необходимо более детально изучать ее требования. К тому же на этапе внедрения ведомство готово учесть наиболее существенные недостатки в формировании предложенного им вида отчетности.

Цифровизация промышленности, как и техническое регулирование, является сквозным направлением работы, затрагивающим все сферы деятельности. Многие барьеры, с которыми сталкиваются бизнес и государство в данной сфере, являются стандартными: нехватка кадров и денег, взаимное недоверие. Но есть и специфика: отсутствие необходимого нормативного регулирования, недостаточный уровень развития наиболее продвинутых направлений в IT-сфере.

По мнению бизнес-омбудсмена Георгия Дыханова, дополнительная и довольно сложная отчетность нарушает принцип, согласно которому уже давно работает Правительство РФ: не запрашивать у предпринимателя ту информацию, которую можно получить в другом государственном органе. Минпромторг объясняет требование вносить информацию в ГИСП тем, что в другие органы данные подаются не в том контексте. Например, вся необходимая информация об иностранных комплектующих предприятия есть у Федеральной таможенной службы, которая предоставляет хорошую аналитику вплоть до цен, но Минпромторг все равно требует от предпринимателей заполнять эти данные в программе ГИСП.

Кроме того, Георгий Дыханов обратил внимание членов экспертного совета на тот факт, что методики подсчета могут отличаться в разных ведомствах, а это будет приводить к расхождению в данных. В частности, уполномоченный упомянул возникшую недавно в Калининградской области ситуацию с численностью работников: из-за различий в методиках подсчета средней заработной платы в налоговой службе и в Правительстве РФ предпринимателям предстоит вернуть около 10 млрд рублей.

Региональный бизнес-омбудсмен заявил: «Чтобы избежать подобных казусов, правительству нужно провести серьезную домашнюю работу. При Правительстве РФ существует рабочая группа по цифровизации экономики, куда входят представители РСПП, Минпромторга России, компании «1С», ГК «Ростех» и др. И вот они должны собраться и унифицировать все методики, чтобы не было разночтений и искаженных данных. Иначе в заполнении всех этих огромных пластов информации ГИСП не будет никакого толку».

Необходимо сделать единый опросник, который позволял бы избежать двойной отчетности. Сейчас предприниматели подают данные в ФНС, в Росстат, отдельный отчет по субсидиям, если промышленное предприятие – то еще в ГИСП, если сельхозпредприятие – то в Минсельхоз и т. д. Поскольку в Калининградской области всего лишь около 110 крупных и средних предприятий из 60 000, то есть большинство промышленников относятся к малому бизнесу, то любая дополнительная отчетная нагрузка ведет к росту штата сотрудников или как минимум зарплаты за дополнительную работу, что приводит к большим непроизводственным издержкам.

Кроме того, в ходе заседания возникало много вопросов о коммерческой тайне, о закрытых предприятиях – как им вносить данные в ГИСП, на что представители Минпромторга пояснили, что если информация является конфиденциальной, то отдельные блоки можно не заполнять, но информацию необходимо будет направить по специальным каналам, закрепленным в приказе Минпромторга № 2394.

Безусловно, ГИСП – это прекрасный ресурс для получения аналитической информации, она полезна для консалтинговых компаний, для Ростеха, для правительства – оно должно понимать, куда движется промышленность, – и для предпринимателей (в части поиска поставщиков или партнеров), но только в том случае, если все предприятия будут заполнять ее достоверно и полно. Сейчас часть предприятий заполняет одни разделы, часть – другие, согласно положению о коммерческой тайне, в итоге полной картины не будет. И на основании этой неполной картины государство начнет разрабатывать планы развития, делать прогнозы и прочее.

Поэтому, прежде чем внедрять какие-либо инновации, необходимо все тщательно взвесить, понять, как будут использоваться полученные данные, насколько они будут соотноситься с информацией других ведомств, для каких прогнозов использоваться, помогут ли эти данные для планирования работы Правительства РФ. На данный момент вопросов больше, чем ответов.

При этом Георгий Дыханов полагает, что взаимодействие между контролером и предпринимателем должно стать полностью цифровым, только так можно решить извечную проблему бюрократизации госконтроля.

По итогам экспертного совета все участники встречи согласились с необходимостью подробного анализа, который будет проведен в декабре 2018 года после получения первых отчетов ГИСП. И на их основе, а также на основе предложений предпринимателей будут вноситься изменения и дополнения в программу.

Калининград, Московский проспект, 95, офис 408
Тел. +7 (4012) 71-76-34
www.ombudsmanbiz39.ru