Сергей Афанасьев: «Компания «СПЕЦМОСТ» в Калининградской области завершила строительство 50-го моста»

Восточная эстакада через реку Преголю стала юбилейным, 50-м мостовым сооружением, возведенным специалистами компании «СПЕЦМОСТ» в регионе, и 45-м, который они строили вместе со своим постоянным партнером СУ АО «ВАД» по Калининградской области.

Сергей Афанасьев, начальник строительства ООО «СК «СПЕЦМОСТ», мостостроитель с большим стажем, на личном счету которого 68 мостов и путепроводов от Дальнего Востока до берегов Балтики, рассказал, как строился новый инфраструктурный объект в Калининграде.

– Часто приходилось слышать об уникальности Восточной эстакады. Это действительно так?

– Думаю, под критерии уникальности этот мост вряд ли подходит, но он имеет свою особенность. Русловой пролет моста составляет 99 метров и не имеет деформационных швов на каждой опоре. Мост был возведен с применением метода конвейерно-тыловой сборки с последующей продольной надвижкой в проектное положение. Металлические конструкции весом около 4 700 тонн при помощи гидравлической системы двигались над руслом реки по направлению к следующим опорам со скоростью четыре метра в час. Применение такой технологии в данном случае обусловлено удешевлением строительства (не используются временные опоры), в результате – сокращение затрат и сроков.
Продольная надвижка не новая технология для Калининградской области, она применялась на Чертовом мосту (Мамоново-2) и на мостовом сооружении через реку Неман в районе будущего погранперехода с Литвой.

– Известно, что в разгар строительства Восточной эстакады возникли проблемы поставки металлоконструкций, что едва не привело к срыву сроков исполнения государственного контракта.

– Да, сложности были. В Калининградской области металлоконструкции пролетных строений в таком объеме и за короткий срок произвести не представляется возможным. Поэтому в мае 2016 года мы разместили заказ на заводе «Тюменьстальмост», а уже в июне на предприятии началась процедура банкротства. Первые металлоконструкции мы получили лишь в декабре 2016 года, а последние – в декабре 2017 года. Пришлось привлекать дополнительного производителя: часть конструкций изготовил для нас «Омскстальмост». Существенную административную помощь в разрешении ситуации оказали правительство Калининградской области и управление дорожного хозяйства, которое выступало заказчиком строительства Восточной эстакады. Обращались за помощью к губернаторам Тюменской и Омской областей, чтобы ускорить изготовление и обеспечить сроки поставки.

– Сергей Григорьевич, несмотря на проблемы с поставками металлоконструкций, СК «СПЕЦМОСТ» уложилась в отведенные сроки и не сорвала реализацию значимого для Калининграда инфраструктурного объекта. Как удалось устранить допущенное отставание от графика работ?

– Да, мы успели и выполнили взятые на себя обязательства. 25 декабря 2017 года надвижка была завершена, пролетное строение установлено в проектное положение над руслом Преголи. На качестве это не отразилось. Сварочные швы конструкций в обязательном порядке прошли ультразвуковой и визуально-измерительный контроль на заводе и на строительной площадке. Однако из-за растянутых поставок металла сократились сроки выполнения последующих видов работ. Компания «СПЕЦМОСТ» мобилизовала внутренние резервы, с наших строительных площадок из других регионов в Калининградскую область были привлечены специалисты и необходимая техника. Мы не могли подвести своего генерального подрядчика – АО «ВАД», с которым мы работаем в регионе больше 10 лет. Руководство строительной компании АО «ВАД» было уверено, что, несмотря на все непредвиденные обстоятельства, мы закончим объект в установленные сроки. Хотя если бы не проблема с поставкой металлоконструкций, Восточную эстакаду могли сдать с большим опережением.

– Восточная эстакада строилась к чемпионату, но, по вашему мнению, ее значимость для города гораздо больше?

– Это не просто объект к чемпионату, который позволит комфортно и быстро командам и болельщикам добраться до главной спортивной арены. Важнее, я думаю, то, что это городской инфраструктурный объект. Преимущество Восточной эстакады в том, что она, как перехватывающая артерия, позволяет основному потоку автотранспорта уйти с перегруженного Московского проспекта на остров, заметно сокращает маршрут движения по городу.

– Когда было открыто техническое движение? Что показали тестовые испытания?

– 9 мая были проведены испытания моста на статические и динамические нагрузки, которые проводил Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. На следующий день мы получили первый отчет питерских специалистов, что позволило нам открыть техническое движение по Восточной эстакаде, а 21 мая были даны окончательные результаты испытаний: мостовое сооружение выдерживает все нормативные нагрузки, соответствует всем критериям безопасности дорожного движения. 29 мая открыто рабочее движение для автотранспорта по этой магистрали.
Восточная эстакада может пропускать как легковой, так и общественный транспорт, а также большегрузные машины. Она не имеет ограничений по какому-нибудь типу автомобилей. Мост рассчитан на современную нормативную нагрузку. Для наглядности: при тестировании моста прикладывалась единовременная расчетная нагрузка 280 тонн. Допустимая нормативная скорость движения по мосту – 100 километров в час. Возможно, с учетом городской территории она будет несколько ограничена.

– Можете сказать, сколько прослужит мост?

– Срок службы мостового сооружения изначально закладывается в 100 лет. Разумеется, при соблюдении определенных требований: вовремя проводить техническое обслуживание, менять асфальтобетонное покрытие и так далее. Словом, следить за его «здоровьем».

– Сергей Григорьевич, несколько слов о планах компании…

– Очень многие наши специалисты переехали с семьями в Калининградскую область на постоянное место жительства, потому что наша компания связывает свое будущее с регионом. Будем строить для калининградцев новые современные мосты.

ООО «СК «СПЕЦМОСТ» (раньше ООО «СПЕЦМОСТ») на протяжении 14 лет строит, реконструирует, осуществляет капитальный ремонт искусственных, гидротехнических сооружений на автомобильных и железных дорогах; выполняет функции генерального подрядчика. Компания хорошо известна в отечественной отрасли мостостроения и представлена во многих регионах России.

Светлана Миля
Фото из архива компании