АСМАП. Калининградские перевозчики восстановят утраченные позиции

Для калининградских международных автоперевозчиков сегодня далеко не лучшие времена. Однако руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Калининградской области Алексей Егоров уверен, что у отрасли есть будущее.

АСМАР3

— Алексей Владимирович, каково сегодня состояние рынка международных автомобильных перевозок в Калининградской области?

– Ситуация в плане рентабельности перевозок, получении прибыли предприятиями калининградского филиала АСМАП с каждым годом становится все сложнее. Перевозчикам приходится все больше усилий предпринимать, а реальные заработки становятся меньше. Сказывается влияние сразу нескольких факторов. Есть ряд положений федерального законодательства, которые ухудшают состояние дел автоперевозчиков. В частности, по нашему мнению, необходимо давно отменить транспортный налог и включить его в качестве составляющей в акциз на топливо. Принцип должен быть один: сколько наездил, столько и заплатил. Разговор об отмене транспортного налога идет давно, об этом говорил и президент Владимир Путин, но, к сожалению, окончательно вопрос не решен. Цена на топливо постоянно растет, транспортный налог остается.
Более того, в перспективе планируется принятие закона об оплате за пользование транспортными средствами (свыше 12 тонн) федеральными автомобильными дорогами, что нам добавит еще одну проблему. Накладывает отпечаток и общая экономическая ситуация в стране, и те санкции, которые действуют с обеих сторон: санкции Европейского Союза и контрсанкции Правительства России.

– Международные автоперевозчики на переднем рубеже, на них ощутимее всего сказались экономические ограничения?

– Экономические санкции очень больно ударили по предприятиям АСМАП. Калининградская область специ­фичная, со всех сторон окружена границами. И мы вынуждены по многим позициям работать с иностранными клиентами. Сегодня цифры говорят сами за себя. По итогам 2014 года падение объема перевозок на европейском направлении составляет 25 процентов. Мы еще не подводили итоги 2015 года, но интуитивно можно предположить, что падение перевозок опустится примерно до 45 процентов. Много грузов, которые попали под санкции, ввозилось нашими перевозчиками. Естественно, негативно сказался и рост курса европейской валюты: импортные товары по таким ценам мало кто хочет приобретать!

– А поиски новых направлений перевозок грузов, переориентация на российский рынок может изменить ситуацию?

– Основными направлениями грузоперевозок предприятий филиала АСМАП по Калининградской области традиционно являлись практически все страны ЕС, а также Узбекистан и Казахстан. С учетом значительного падения перевозок на европейском направлении наши перевозчики вынуждены осваивать новые для них маршруты, например, Иран, Турцию, Македонию, Албанию. Увеличиваются и перевозки в третьи страны, к примеру, из Литвы и Польши на Казахстан и Узбекистан. Но ситуация меняется с каждым днем. То, что было выгодно раньше, становится нерентабельным. Из-за того, что рынок автомобильных грузоперевозок находится в состоянии нестабильности, перевозчикам очень сложно заключать годовые контракты. Работают в основном «с колес»: нашел загрузку – поехал. Сложно что-то спрогнозировать, составить бизнес-планы, да и четких перспектив пока не видно. Санкции Евросоюза, с моей точки зрения, это надолго. Европейские страны под давлением Америки найдут любой повод, чтобы продлевать экономические ограничения, на что Россия будет адекватно отвечать.

– Алексей Владимирович, а необъятные просторы России разве не могут стать источником новых перспективных маршрутов для калининградских дальнобойщиков?

– Да, у нас увеличиваются перевозки на территорию Российской Федерации, но они не растут такими активными темпами, чтобы перекрыть падение объемов на европейском направлении. Для сравнения. Как я уже говорил, объем перевозок в страны Европы сократился на четверть, но при этом объем перевозок из Калининградской области в Россию вырос всего на 8 (!) процентов. К сожалению, для калининградских перевозчиков проблематично заменить европейский рынок на российский, хотя бы потому, что не все группы импортных товаров, увы, можно заменить отечественными.
Но, хочу подчеркнуть, необходимость в перевозках есть, и никто автомобильный транспорт не отменит, он был, есть и будет! В конечном итоге, он единственный позволяет осуществлять перевозку из одной точки в другую, доставляя груз непосредственно клиенту. Есть определенные виды грузов, товаров, которые возможно транспортировать только автомобильным транспортом, потому что для заказчиков это самый выгодный и оптимальный способ доставки. При всей развитости железнодорожной сети в России, она требует определенной логистики, перегрузочных процедур и – еще один немаловажный фактор – дороже автомобильного транспорта.
В настоящее время уменьшается количество членов калининградского филиала АСМАП. И, к сожалению, мы далеки от тех параметров, которые были у нашей организации в 2006 году. Первый удар был нанесен Федеральным законом № 16 «Об Особой экономической зоне», когда для транспортных средств, оформленных под таможенную процедуру Свободной экономической зоны, был введен запрет осуществлять прямые перевозки между Российской Федерацией и Европой. Затем мировой экономический кризис 2008 года, который больно ударил по отрасли. Но так сложно работать на рынке автомобильных перевозок, как сейчас, не приходилось никогда. Причем это касается всех российских автоперевозчиков: во многих регионах страны сокращается количество предприятий, осуществляющих международные перевозки грузов; уменьшается подвижной состав; падают объемы, уменьшаются фрахтовые ставки, сокращается количество рентабельных маршрутов.
Правда, если российский перевозчик может выйти на внутренние линии, к примеру, между Москвой и Новосибирском или Архангельском, то есть частично компенсировать падение объемов европейских грузоперевозок, то мы в силу своего географического положения изначально были ориентированы на Европу, это был главный рынок и основной хлеб для наших перевозчиков.

– Ассоциация международных автомобильных перевозчиков – авторитетная организация. Какие меры предпринимаются ею, чтобы создать для автоперевозчиков наиболее благоприятные условия деятельности?

– Президент АСМАП Евгений Москвичев, как известно, одновременно является председателем комитета Государственной Думы РФ по транспорту и на своем уровне делает все возможное, чтобы улучшить условия деятельности автоперевозчиков. Но, к сожалению, как в России, так и во многих европейских странах зачастую политические интересы перевешивают экономические. Несмотря на все неблагоприятные факторы, с учетом отработанной логистики, общего парка подвижного состава, отрасль, безусловно, сохранится, даже если с рынка вынуждены будут уйти некоторые предприятия. Вся практика предыдущих лет, а я в АСМАП работаю с 2002 года, показывает, что из всех самых трудных ситуаций, которые постоянно возникают, костяк калининградских автоперевозчиков остается, потому что работают грамотные, опытные специалисты с высоким уровнем менеджмента. Уверен, настанут времена, когда мы начнем опять активно развиваться, у перевозчиков вновь появится возможность обновлять подвижной состав, наращивать обороты. Мы постараемся восстановить те позиции, которые были утрачены в силу объективных обстоятельств.

Филиал Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по Калининг­радской области был создан в 1994 году. По состоянию на 2014 год почти полторы тысячи организаций имеют допуск к международной перевозке грузов; свыше 9,5 тысячи транспортных средств осуществляют перевозки на международных маршрутах.

Светлана Фролова
Фото: Юлия Комарова