Дороги, ведущие к главной футбольной арене

Сегодня развитие практически всей дорожной инфраструктуры в самом западном регионе России, который летом 2018 года будет принимать у себя чемпионат мира по футболу, связано с предстоящим событием.

Основной транспортный узел, соединивший воедино десятки дорог, развязок, путепроводов, сконцентрирован на острове Октябрьский – в районе главной арены чемпионата. Транспортные развязки и новые автодороги строятся и в других направлениях, ведущих к областному центру. Как продвигаются работы, какова стадия готовности объектов, когда автомобилисты смогут опробовать новые трассы? На эти и некоторые другие вопросы ответил Олег Надеждин, начальник СУ АО «ВАД» по Калининградской области.


Санкт-петербургская компания АО «ВАД» является в России признанным лидером в дорожно-строительной отрасли. Успешно работает во многих регионах страны: Санкт-Петербурге, Карелии, Вологде, Архангельске, Перми, Ярославле и в Калининграде.


Олег Надеждин,
начальник СУ АО «ВАД» по Калининградской области

– Сегодня все понимают, что впереди у региона большое событие – чемпионат мира по футболу. Надо хорошо подготовиться, чтобы достойно принять гостей из России и других стран. Такая задача стоит и перед строительным управлением АО «ВАД» по Калининградской области, которое в рамках подготовки к футбольному первенству ведет строительство масштабных инфраструктурных объектов в Калининграде. Огромная работа, большие объемы и, конечно, ответственность за исполнение взятых на себя обязательств качественно и в срок.

– Олег Анатольевич, расскажите, пожалуйста, какова сейчас ситуация на объектах, на которых ВАД выступает в качестве генерального подрядчика. Как продвигается строительство?

– Работы ведутся активно, темпы не снижаем. Бригады дорожников работают в две смены. Один из главных инфраструктурных объектов чемпионата – Северный обход города Калининграда (I и II подэтапы), который включает в себя реконструкцию транспортной развязки на Московском проспекте и пяти километров дороги. Готовность этого объекта – почти 90 процентов. Основная дорога построена, уложены два слоя асфальтобетона, установлены барьерные ограждения, сделано освещение. Хочу отметить, что, поскольку Северный обход является частью Приморского кольца, освещение выполнено в едином стиле с уже всем знакомыми корабликами на световых опорах. Там, где жилые дома стоят в непосредственной близости от дороги, ведутся монтажные работы по установке шумозащитных экранов (около двух километров). Это необходимо. Трасса скоростная (шумная), первой технической категории, разрешенная скорость – 120 километров в час. Шесть полос движения – по три в каждом направлении.

– На каком участке пролегает трасса? Сориентируйте, так сказать, на местности.

– От нового Берлинского моста, не доезжая 200 метров до Гурьевского кольца. Согласно контракту (по результатам торгов) ВАД продолжает строительство автодороги, которая также является частью Северного обхода Калининграда. Протяженность трассы – 4,8 километра. Она пройдет от Гурьевского кольца до Невской развязки. Строительство дороги небольшими отрезками связано не с трудностями проектирования или какими-то иными проблемами, а с непростым решением финансовых вопросов. В перспективе на «невском» направлении будет построен путепровод через железную дорогу, новая трасса, а также развязка на Гурьевск и еще одна большая развязка в районе Гурьевского кольца. В конечном итоге «вернемся» к построенному участку дороги, протяженность которого – около 10 километров.
Сейчас в стадии готовности еще один проект, который в ближайшее время отправится на госэкспертизу. Это II этап Северного обхода – от Невской до Балтийской развязки, всего 10 километров. Реализация проекта зависит опять же от финансирования.

– Олег Анатольевич, если говорить о реальных сроках сдачи «вадовцами» объектов к чемпионату по футболу, то какие бы вы назвали?

– В сентябре-октябре 2017 года будет сдана в эксплуатацию трасса Северного обхода Калининграда от Берлинского моста – транспортной развязки на Московском проспекте до Гурьевской развязки. Это I этап (I и II подэтапы). В начале мая будем укладывать верхний слой асфальтобетона и завершать благоустройство автодороги. Подготовим объект к пуску движения по всей ширине проезжей части.

На другом участке трассы, о котором уже упоминалось, от Гурьевского кольца до Невской развязки, весь цикл работ идет по графику. Уже закончено разминирование территории, ведутся археологические раскопки – обязательные процедуры перед началом любого строительства. Заказчик – Управление дорожного хозяйства Калининградской области – осуществляет отчуждение земель (государственных или находящихся в частной собственности) под будущую трассу. Пока мы не можем выйти на объект полным фронтом, работаем на отдельных участках. В настоящее время возвели свыше 500 метров земляного полотна с устройством дорожной одежды.

– Наверное, самым масштабным инфраструктурным объектом, который должен быть сдан к чемпионату мира, является Восточная эстакада? Туда брошены все основные силы ВАДа?

– Восточная эстакада – связующее звено Московского проспекта и острова Октябрьский. Общая сумма контракта составляет свыше 5 миллиардов рублей. Работы ведутся по графику и завершатся в срок. Строительство Восточной эстакады разбито на две части: от транспортной развязки Московского проспекта до развязки на острове с мостом через реки Старую и Новую Преголи (мост возводит ООО «СК «СПЕЦМОСТ»). И участок дороги больше километра в сторону аэродрома Девау, где планируется устроить перехватывающие парковки для болельщиков-автомобилистов. Оттуда их будут по Восточной эстакаде доставлять специальными шаттлами к главной арене чемпионата. На этом участке дороги уже уложены два слоя асфальта по одной стороне движения (дорога четырехполосная), приступили к строительству второй стороны.
Даже для специалистов ВАДа, которые строили объекты разной степени сложности, развязка на Московском проспекте оказалась архисложной задачей. Связано это с переустройством большого количества коммуникаций под полотном Московского проспекта (и немецких, и советских, и недавних времен): теплотрасс, кабельных и газовых сетей, водоснабжения и водоотведения… Разрубить этот узел очень тяжело. К тому же рядом густонаселенный район – и надо работать практически с ювелирной аккуратностью, чтобы не оставить жилые дома без света, газа или воды.

На глазах вырастает монолитный путепровод через Московский проспект, его возводит ООО «Балт­МостСтрой». Транспортная развязка – сложное инженерно-техническое сооружение. Предусмотрено 6 полос движения, по три в каждом направлении. Внизу (под путепроводом) будет сквозной проезд – еще две полосы в каждую сторону. Если обобщить, то на въезд и на выезд из Калининграда будет по пять полос, так что в ближайшей перспективе автомобильные пробки водителям не грозят.

– Но это пока не самый востребованный горожанами маршрут…

– Восточная эстакада, развязка на острове Октябрьский, примыкает к дорожно-уличной сети острова. Одна из дорог, по проекту – «дорога 2.1», будет связана со второй городской эстакадой. Какую-то часть автомобильного трафика можно пустить по этой трассе. Так что, безусловно, вновь построенные дороги будут востребованы и после большого футбольного праздника, поскольку связывают сразу два моста через Преголю.

– А сроки завершения работ?

– Если говорить о транспортной развязке Московского проспекта с выходом на остров Октябрьский, то по контракту сроки завершения работ – май 2018 года. К этому времени должен быть уложен верхний слой асфальтобетона, сделана разметка дороги, установлены дорожные знаки. Более того, в соответствии с требованиями ФИФА вся дорожная инфраструктура чемпионата должна пройти тестирование.

– Работа ВАДа на острове ограничится съездами с эстакады?

– Нет, мы продолжим работу на острове. После участия в тендере мы также являемся генеральным подрядчиком строительства дорожно-уличной сети острова Октябрьский. Нам предстоит проложить 17 участков дороги по 200, 300, 600 метров, которые примыкают к парковкам, к главному стадиону чемпионата, непосредственно к Солнечному бульвару. Из больших дорог – только одна (2.1), я о ней уже говорил, она примкнет ко второй городской эстакаде и вольется в общую дорожную сеть Калининграда. Протяженность – 2 километра, 4 полосы движения.

– У вас большое количество объектов, и они территориально разрознены. Той техники, которой располагает строительное управление в Калининградской области, хватает для обеспечения фронта работ?

– Мы без проблем обходимся той техникой, которая имеется в распоряжении нашей головной компании АО «ВАД», находящейся в Санкт-Петербурге. С точки зрения материально-технического обеспечения наше строительное управление укомплектовано очень хорошо. За годы деятельности в Калининградской области налажены поставки инертных материалов, на территории региона построен свой асфальтобетонный завод. Так что наша главная задача – строить качественные, надежные и долговечные дороги, которые прослужат калининградцам и после окончания чемпионата мира по футболу много лет.

Светлана Фролова
Фото: Никита Дашевский, Игорь Ломанов