Взаимодействие предпринимателей с ФНС России: проблемы и пути решения

В Калининграде прошел круглый стол, на котором обсуждали вопросы взаимодействия предпринимателей с Федеральной налоговой службой.

В нем приняли участие уполномоченные по защите прав предпринимателей из двадцати одного региона России от Сахалина до Крыма. Кроме того, был приглашен Кирилл Никитин – директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, председатель комитета по налоговой и бюджетной политики, член Генерального совета «Деловой России».

На мероприятии также присутствовали калининградские эксперты и представители бизнес-сообществ. Тема выбрана неслучайно: в 2016–2018 годах во всех регионах РФ участились жалобы предпринимателей на налоговую службу. Именно поэтому было принято решение обсудить с региональными бизнес-омбудсменами, предпринимателями и экспертами накопившиеся вопросы, поделиться практикой и разработать единый подход в решении проблем.

Калининградский бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов свое выступление начал с некоторых цифр. Согласно данным ФНС, налоговая служба в 2017 году обеспечила рекордные за последние пять лет темпы роста налоговых поступлений в бюджет страны – более 17,3 триллиона рублей, что на 2,9 триллиона рублей больше, чем в 2016 году. Драйверами роста стали налог на прибыль и НДС. Это однозначно говорит о развитии налогового контроля.

В 2012 году налоговая служба впервые сформулировала признаки так называемых фирм-однодневок и начала с ними активную борьбу, однако перечень этих признаков на тот момент оставался внутренним документом, и бизнесу было неясно, как и почему они попадают под блокировку счетов, допросы, отказ в регистрации новых юридических лиц и другие репрессивные меры. Только в июле 2018 года ФНС России опубликовала письмо «О профилактике нарушений налогового законодательства». В этом письме перечисляется ряд признаков, свидетельствующих, по мнению налоговой службы, о фиктивной деятельности юридического лица, и если компания попадает под несколько из этих признаков, то налоговый орган может аннулировать декларацию со всеми вытекающими последствиями.

В своем выступлении Георгий Дыханов заявил, что вышеуказанное письмо является классическим примером перегибов налоговой службы. По данным, полученным от Управления ФНС России по Калининградской области, по результатам проведенных мероприятий по выявлению недостоверных сведений в ЕГРЮЛ в 2017 году и начале 2018 года было внесено более шести тысяч записей о недостоверности в отношении местонахождения организаций, должностных лиц и участников. Примерно трем тысячам компаний налоговая отказала в регистрации. Ежегодно регистрируется от восьми до десяти тысяч компаний и ИП. Получается, одна треть из них, по мнению ФНС, однодневки. Бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов считает, что эти цифры некорректны и столько однодневок просто не может быть в реальности. На данный момент продолжается сокращение числа субъектов предпринимательской деятельности. По утверждению налоговой службы, проводимая работа позволяет сделать бизнес-среду прозрачной.

В ходе круглого стола Георгий Дыханов отметил: «С одной стороны, реализация политики вывода бизнеса из тени является правильным и необходимым шагом, однако здесь встают вопросы ее стоимости и эффективности, у бизнеса и так хватает барьеров на пути развития предпринимательской деятельности. Обратная сторона медали заключается в возрастании расходов на построение бизнеса при реализации требований налоговой службы. Другими словами, при анализе подхода ФНС России к борьбе с однодневками можно сделать вывод, что требования налоговой службы о соблюдении должной осмотрительности фактически перекрывают возможность работы с новыми молодыми компаниями, у которых еще нет отчетности, стабильной многолетней деятельности, что приравнивается к вопросу о возможности дальнейшего развития бизнеса. Такое состояние дел не может быть признано нормальным и свидетельствует о необходимости внесения изменений в нормативно-правовую базу, регулирующую отношения в данной сфере».

В целом у предпринимателей в других регионах страны возникают схожие проблемы с налоговой службой, но есть и особенности, о которых рассказали уполномоченные в своих выступлениях на круглом столе.

Предприниматели Новгородской области жалуются бизнес-омбудсмену Юрию Михайлову на чрезмерную фискальную направленность налогового администрирования и отсутствие эффективных механизмов обеспечения их прав и законных интересов при проведении мероприятий налогового контроля. Новгородский уполномоченный отдельно выделил проблемы, связанные со сроками проведения выездных налоговых проверок, которые вместо двух месяцев проводятся более полугода, что негативно отражается на деятельности проверяемого предприятия.

Кроме того, налоговые органы продолжают при проведении налоговых проверок практику привлечения к налоговой ответственности добросовестных налогоплательщиков, принявших к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным у лиц, которые впоследствии не уплатили НДС в бюджет и приостановили свою деятельность. В вину налогоплательщикам ставится нарушение статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом налоговые органы не принимают во внимание обоснованные доводы налогоплательщиков в свою защиту о том, что они не должны нести ответственность за чужие неправомерные действия. Также не принимаются во внимание доводы налогоплательщиков о том, что товары (работы, услуги) были реально приобретены у контрагентов и использованы при осуществлении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Если учесть, что уровень теневой экономики в Российской Федерации, по официальным статистическим данным, составляет 25 процентов, то, таким образом, в каждом четвертом случае добросовестный налогоплательщик может вступить в экономические отношения с недобросовестным контрагентом. При этом у налогоплательщика практически отсутствует реальная возможность проверить контрагента на добросовестность, и кроме того, такая обязанность не установлена.
«Вызывает недоумение, что в вышеперечисленных случаях арбитражные суды все чаще поддерживают порочную позицию налоговых органов, тем самым создавая опасную судебную практику», – заявил в своем выступлении бизнес-омбудсмен Юрий Михайлов.

Проблемы с контрагентами, но в несколько другой плоскости, возникают и в Курской области. В адрес уполномоченного Владимира Казарина поступают жалобы предпринимателей в связи с отказом налоговых органов в возмещении им НДС по договорам поставки, заключенным с организацией, признанной банкротом. При этом налоговые органы ссылаются на не проявленную предпринимателями «должную осмотрительность» при выборе поставщика.

Позиция ФНС России и Министерства финансов РФ заключается в том, что операции по реализации имущества должника, в том числе изготовленного банкротом в ходе текущей производственной деятельности, объектом обложения НДС не являются.

«Вышеуказанный подход Федеральной налоговой службы и министерства финансов противоречит принципу равенства налогообложения, декларируемому статьей 3 НК РФ, и порядку установления налогов. Конституционный суд РФ подчеркнул, что в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя», – пояснил Владимир Казарин.

Бизнес-омбудсмен Орловской области Евгений Лыкин обратил внимание участников круглого стола на отсутствие в законе четкого определения таких понятий, как «должная осмотрительность», «дробление бизнеса», «необоснованная налоговая выгода», «массовые руководители» и так далее. Это приводит к серьезным рискам для бизнеса: многомиллионные доначисления налогов, штрафы и пени за нарушения, допущенные контрагентами, возможное привлечение к уголовной ответственности.
Елена Латышенко, бизнес-омбудсмен Кемеровской области и руководитель рабочей группы по налоговым вопросам, представила результаты опроса предпринимателей, в ходе которого было выявлено, что налоговая служба занимает первое место среди ведомств, наиболее препятствующих развитию бизнеса. «Почему именно налоговый орган является таким камнем преткновения для всего бизнеса? Дело в том, что цена ошибки, которая связана с налоговым администрированием, для бизнеса наиболее высока, по сравнению с другими контрольно-надзорными органами», – отметила Елена Латышенко. Кроме того, уполномоченный выделила ряд проблем, общих для всей страны и не раз поднимавшихся в ходе круглого стола: УСН только для микробизнеса; нет переходного комфортного режима с УСН на общую систему налогообложения; тотальное преследование дробления выталкивает малый бизнес в серую зону; спецрежим – как мера господдержки, а не основание для доначисления налогов и штрафов и привлечения к уголовной ответственности; отсутствие реальных налоговых льгот для малого бизнеса. Причинами возникновения этих проблем были названы: отсутствие достаточной разъяснительной работы с предпринимателями; отсутствие критериев дробления бизнеса; несоблюдение судебного порядка взыскания. Основной все же причиной было выделено то, что, по сути, налоговое законодательство и нормы остаются прежними, а вот трактовки и правоприменение постоянно меняются.

Приглашенный спикер Кирилл Никитин рассказал о своей работе в качестве председателя комитета по налоговой и бюджетной политике в «Деловой России», об инициативах, которые они предлагают. В частности, спикер поддержал идею кемеровского бизнес-омбудсмена Елены Латышенко о внедрении промежуточного этапа для перехода с УСН на общий режим налогообложения. Более того, Кирилл Никитин заявил, что такое предложение комитетом уже сформулировано и представлено, однако находится в несколько «зависшем» состоянии, но он пообещал возобновить по нему работу и ускорить диалог с налоговой службой в этом вопросе.

Еще в 2012 году Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил задачу достичь 20-й строчки в рейтинге Doing Business к 2018 году. Данный рейтинг оценивает скорость регистрации компании, скорость регистрации собственности, подключения к электросетям, выдачи разрешения на строительство – то есть все то, что влияет на инвестиционный климат и показывает, что в стране нет бюрократических и административных барьеров. Но по итогам 2017 года мы занимаем лишь 35-е место и вряд ли сможем за год преодолеть 15 строчек и обогнать такие страны, как Япония, Швейцария, Германия. На практике можно наблюдать, что ведется прямо противоположная политика. И на каком месте мы окажемся в следующем рейтинге, в том числе благодаря налоговой службе? Президент страны проводит одну политику – по улучшению условий для бизнеса, однако правоприменение на местах, что следует из выступлений уполномоченных, оставляет желать лучшего.

Все участники встречи пришли к единому мнению о том, что основное налоговое бремя несет законопослушный частный бизнес из-за наличия большого теневого сектора (который налоги не платит) и государственного сектора (который может компенсировать налоги за счет повышения тарифов, сокращения дивидендов и прочего). Бизнес пребывает в состоянии неопределенности из-за частого изменения налогового законодательства. Налоговая система чрезмерно централизована: малая часть налоговых доходов остается на региональном и местном уровнях, что лишает регионы и муниципалитеты мотивации в создании условий для развития бизнеса, в борьбе с теневым сектором. Улучшение налогового администрирования не приводит к снижению налоговой нагрузки на бизнес, административных издержек (например, сокращению количества представляемых форм отчетности, сроков возмещения НДС) и налоговых рисков бизнеса. Поэтому необходимо в кратчайшие сроки пересмотреть имеющуюся налоговую систему и эффективность налоговой нагрузки и налогового администрирования на бизнес.

Среди основных предложений по налоговому администрированию, прозвучавших на круглом столе, можно выделить следующие: закрепление в законе переходного налогового режима; возможность более доступной рассрочки по итогам проверки; принятие специальной федеральной амнистии; четкое определение критериев дробления бизнеса, определений «массовый руководитель» и «массовые адреса»; ведение разъяснительной работы; замена фискальной цели на цель легализации; недопустимость уголовного преследования, если все операции отражены в бухгалтерском учете и отчетности.

Все предложения, озвученные в ходе круглого стола, будут представлены на XII Сибирском налоговом форуме, а также осенью нынешнего года на очередной Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей и в дальнейшем могут быть включены в ежегодный доклад бизнес-омбудсмена Бориса Титова Президенту Российской Федерации Владимиру Путину.

Калининград, Московский пр-т, 95, офис 408
Тел. +7 (4012) 71-76-34
www.ombudsmanbiz39.ru