Новая реальность калининградского морского рыбного порта

Александр Громов, директор основанного в 1947 году, награжденного орденом Трудового Красного Знамени Калининградского морского рыбного порта, не только гордится славным прошлым предприятия, но и оптимистично смотрит в его будущее. Руководитель ФГУП КМРП поделился своим мнением о перспективах рыбной отрасли и планами по развитию порта.

_Volk_preview-2065

— Александр Сергеевич, чем запомнился вам первый год работы на этом посту? Что удалось сделать и что еще предстоит?

– В масштабах деятельности такого предприятия это совсем небольшой временной промежуток. Год прошел быстро, но совместными усилиями удалось сделать немало. Проведена реконструкция емкости на терминале наливных грузов, завершается реконструкция емкостей под нефтепродукты на портовой нефтебазе. Отремонтированы погрузчики, портальные краны, тепловозы (в собственности порта есть железнодорожные депо, подъездные пути, стрелки). Приводим в рабочее состояние холодильные и сухие склады.
Я искренне благодарен коллективу порта, всем рабочим и служащим нашего предприятия за грамотное и добросовестное отношение к работе. Благодаря поддержке коллектива правильные управленческие решения на основе предоставляемых информационных данных не только принимались, но и своевременно, четко выполнялись.
Конечно, впереди много работы: необходимо увеличить грузооборот порта, сделать его удобной и комфортной гаванью для судов, вернуть утраченные позиции и создать задел для будущего развития.

– Несколько лет назад руководитель одного из рыбопромысловых предприятий региона с сожалением отметил, что российским рыбакам выгоднее и проще работать на экспорт – оперативнее сроки разгрузки в портах, меньше бюрократических препон… Насколько достижимо, по вашей оценке, возрождение прежнего значения рыбного кластера Калининградской области?

– Несколько лет назад и времена были другие. В годы плановой экономики по умолчанию подразумевалось, что наши суда должны заходить в наши порты, наши рыбаки везли улов к нашим причалам… Но изменилась страна, в корне изменились и условия экономики. В иностранных портах максимально упростили процедуру судозаходов и оформления грузов, предоставили рыбакам выгодные условия. Отечественные структуры оказались, к сожалению, не столь динамичными. В результате российские рыбопромысловые компании ушли в порты Норвегии, Исландии, Японии, Испании…

-Volk-1949Сейчас ситуация меняется. Максимально упрощается процедура оформления в таможенных и ветеринарных органах, на государственном уровне вырабатываются меры по поддержке предприятий российской рыбной промышленности. Правила игры обозначены четко, нормативное регулирование совершенствуется и тщательно прорабатывается. Что касается сроков обработки грузов, темпов выгрузки и других технических моментов, то этот вопрос в масштабах нашего предприятия стараемся решить как можно оперативнее. В нынешней ситуации главное – объективно оценивать возможности и потенциал как предприятия, так и его партнеров.
К сожалению, сегодня нельзя сказать, что основой грузооборота КМРП является рыба. Причина – в сложностях транзита. Несмотря на более выгодные условия, предлагаемые нашим портом, рыбу удобнее везти в Санкт-Петербург, так как оттуда она может транспортироваться по всей стране без дополнительных расходов и проволочек, связанных с транзитом через страны Прибалтики.

– Отмечаете ли вы повышение внимания со стороны государства в связи с переориентацией на развитие отечественной экономики?

– 19 октября 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на Госсовете инициировал обсуждение развития рыбной отрасли. Несколько неожиданно, хотя и прогнозируемо. Заседание Госсовета подвело итог многолетней работы Федерального агентства по рыболовству, заинтересованных в развитии отрасли лиц, непосредственно самих рыбаков и рыбопромысловых компаний.
В Федеральном агентстве по рыболовству, региональном Министерстве сельского хозяйства, равно как и в Союзе рыбопромышленников Калининградской области, сегодня работают профессионалы высокого класса. Думаю, результаты работы этой команды не заставят себя долго ждать. Ведь руководитель должен быть не только специалистом в отрасли, хотя это немаловажно, но и грамотным управленцем. Если нет четкого и хорошо организованного управления, то вся деятельность идет вкривь и вкось. Поэтому лишь совокупность глубокого знания специфики отрасли с навыками руководящей работы дает практический результат. Нужны ключевые кадровые решения, принимаемые на уровне правительства, регионального министерства, Федерального агентства по рыболовству.
Порт является Федеральным Государственным Унитарным предприятием, входящим в активы Федерального агентства по рыболовству, и мы не просто с надеждой ожидаем позитивных сдвигов в отрасли, но и готовы внести посильный вклад в возрождение отечественного рыбопромышленного комплекса. Вектор развития задан, наше дело – исполнить. Государству сейчас нелегко, поэтому ждать финансовых потоков из бюджета рыбакам несподручно, да и непривычно. КМРП имеет необходимые для активной работы инфраструктуру и мощности. От всех нас – управленцев, докеров, специалистов – зависит повышение доходов предприятия и, как следствие, уровня жизни каждого из сотрудников.

– Как руководитель с большим опытом антикризисного управления, какие вы видите пути решения поставленных задач?

– Калининград – очень выгодное для грузопотоков место, и при должных усилиях мы вернем прежние обороты. Нами постоянно проводятся переговоры с представителями литовских и белорусских железных дорог, и, уверяю вас, эти люди прекрасно понимают, что бесконечное повышение тарифов или попытки создать виртуальный шлагбаум на пути наших грузов лишают доходов и приносят неудобства обоюдно. Поэтому, несмотря на политическую составляющую, они искренне заинтересованы в сотрудничестве. На сегодняшний день литовские и белорусские партнеры предоставили нам преференции по ряду ставок на транзитные грузы – минеральные удобрения, рефрижераторные грузы.
Главная задача – не допустить падения грузопотока, поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру порта. Следующий этап – достижение устойчивого роста. КМРП – универсальный терминал. Основные направления работы в настоящее время – это рефрижераторные грузы (рыба, мясо), удобрения, насыпные грузы (уголь, щебень), нефтепродукты.
На сегодня наши ключевые партнеры среди предприятий, работающих в рыбной и пищевой отрасли, – группа компаний «ФОР», ОАО «ВестРыбФлот», ООО «РосКон». Значительная часть оборота приходится на нефтепродукты, поэтому стратегическое сотрудничество связывает порт с ООО «Газпромнефть Марин Бункер». В части перевалки удобрений плодотворно работаем с компаниями «Уралхим», «Уралкалий», «Акрон», «ФосАгро-Транс». Подписан протокол о намерениях с компанией «Стриктум», будущим производителем калийных удобрений.
Активно работаем со странами Таможенного союза. Казахстан заинтересован в перевалке рефрижераторных грузов на страны Азии. Планируем вернуть сотрудничество КМРП с ОАО «Белорусская калийная компания», которое в настоящее время перевозит около 12 миллионов тонн калийных удобрений через Клайпеду.

– Есть ли примеры сотрудничества с российскими производителями оборудования?

– Мы рассматриваем возможность такого сотрудничества и будем рады отдать приоритет отечественным поставщикам. Уже приобретены несколько насосов российского производства для нефтебазы, рассматриваем предложения и по другому запланированному к замене оборудованию. Уверяю – в России есть такие производители, продукция которых вызывает уважение. Так же, как и нам сейчас, им требуются время и поддержка, чтобы заявить о себе на рынке.

– Насколько привлекателен сегодня КМРП для отечественных и иностранных инвесторов?

– ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» является государственным предприятием. А это стопроцентная гарантия надежности инвестиций. Другое дело – условия таких вложений. Каждый проект должен скрупулезно прорабатываться. В целом экономическая ситуация стабилизируется, ограничений для потенциальных инвесторов нет, так что мы открыты для диалога.

– Какие вопросы обсуждались в ходе недавней встречи, организованной Норвежско-Российской торговой палатой совместно с Калининградской торгово-промышленной палатой?

– Встреча состоялась по инициативе норвежских партнеров, прошла она конструктивно и плодотворно. Главной темой переговоров стало привлечение норвежского грузопотока в ближайшей перспективе. Кроме того, обсуждались детали возможного участия норвежской стороны в технической модернизации порта. Еще одной темой обсуждения стало развитие на базе Калининградского морского рыбного порта аквакультуры – в этой сфере наши гости имеют давний практический опыт.

– Насколько КМРП конкурентоспособен в сравнении с ближайшими отечественными и зарубежными «коллегами»?

– Свое место на рынке балтийских портов мы оцениваем объективно, но вполне оптимистично. С технической точки зрения наши возможности пока уступают иностранным портам. Это связано с тем, что в тот период, когда у нас все разрушалось либо стояло на месте, они активно развивались. Мы упустили время. Сейчас идет техническое перевооружение, модернизация, ситуация меняется. От прежней пассивной тактики мы переходим к активной работе со всеми смежными партнерами – такими, как уже упомянутые «Уралкалий», «Уралхим», «Ураласбест», «ФосАгро», Белорусские железные дороги, Литовские железные дороги, экспедиторские компании. Уже есть результаты – к примеру, Литовские железные дороги в текущем году расширили номенклатуру грузов, перевозимых через наш порт со скидками на тарифы, с 19 до 35 позиций.
У калининградского порта есть серьезное преимущество по климатическим условиям – даже в самые холодные зимы, когда на Балтике становится лед, он несравним с метровым слоем, закрывающим Финский залив от Кронштадта до Санкт-Петербурга. Поэтому, когда Санкт-Петербург замерзает, у нас прибавляется работы.
Наши прибалтийские коллеги всерьез опасаются развития паромного сообщения области с большой Россией. Каботаж – внутреннее плавание между российскими территориями – очень выгоден, в море нет границ. Пока у нас нет достаточных средств для создания необходимой инфраструктуры, но это дело не такого уж далекого будущего. Прорабатываем вопрос Ро-Ро сообщения с Усть-Лугой.

– С какими сложностями приходится сталкиваться в работе?

– Пока порт справляется за счет собственных средств, не пользуясь кредитными. Но более масштабная модернизация потребует дополнительного финансирования. Так, необходимая уже многие годы реконструкция причалов обойдется в сумму, сопоставимую с нашим годовым оборотом. То же самое с обновлением кранового хозяйства, холодильника № 2, построенного еще в 60-е годы прошлого века и окончательно устаревшего. Надеемся на то, что господдержка в исполнение решений президента и озвученных на госсовете задач станет неплохим подспорьем.
Еще одна беда практически всех предприятий реального сектора – нехватка кадров. В перестроечные годы страна потеряла рабочий класс. Разрушена система среднего профессионального образования, молодежи негде осваивать рабочие профессии, да и сами профессии утратили былую популярность. Возраст многих наших сотрудников близится к пенсионному. Но мы активно работаем над привлечением молодых специалистов.

– Условия работы в порту непростые и требуют от сотрудников не только квалификации, но и многих других профессиональных и личностных качеств. В то же время заработная плата, судя по опубликованным вакансиям, не так уж велика.

– Заработная плата в порту действительно оставляет желать лучшего. Это непростой вопрос, решить который можно только через повышение грузооборота. Если в отсутствие грузов повысить зарплату в разы – мы «съедим» сами себя, и порта не станет, а значит, не станет и рабочих мест. Пока же стараемся компенсировать своевременностью выплат (сегодня у порта нет задолженности перед работниками), хорошим социальным пакетом. Помимо обязательных соцвыплат оказываем материальную помощь, выдаем премии юбилярам, выделяем деньги на обучение сотрудников, отдых детей и многое другое. Несмотря на непростое финансовое положение предприятия, связанное со снижением грузопотока по сравнению с предкризисным периодом, социальная поддержка довольно значительная.

– Как складывается сотрудничество с учебными заведениями по подготовке будущих работников порта?

– Наша служба управления персоналом регулярно посещает учебные заведения города, проводит дни открытых дверей, экскурсии, рассказывает о нашей деятельности. Ведь от того, кто придет нам на смену, будет зависеть благополучие не только порта, но и отрасли в целом. На территории порта есть учебный комбинат, где мы готовим докеров-механизаторов, крановщиков, стивидоров, водителей групп В и С. Молодежь сейчас практичная, юристами-экономистами быть уже не хочет.
Давние дружеские отношения связывают порт с КМРК и КГТУ. Легендарный барк «Крузенштерн» – учебное судно БГАРФ – визитная карточка нашего порта, мы провожаем его в плавания и встречаем из дальних странствий. Это всегда праздник.
Мы проводим тематические экскурсии, сочетающие профориентацию и рассказ об истории порта. В частности, не так давно КМРП стал участником семинара, организованного Калининградским детско-юношеским центром экологии, краеведения и туризма.

– Часто отмечают, что зарубежные порты являются серьезными участниками туристической отрасли – проводят различные массовые мероприятия, праздники, фестивали, экскурсии. Рассматривается ли такое направление деятельности в связи с провозглашением значимости для нашего региона туристического кластера?

– В былые времена в порт заходили круизные суда, на причале № 25 до сих пор есть пограничный терминал для пропуска туристов, так что восстановить эту практику несложно. Единственная проблема – в размерах судов. Есть Ижевский поворот на морском канале, который ограничивает длину проходящих судов 170 метрами, а большинство современных «круизников» значительно больше.
Так что более перспективным направлением я считаю паромное автомобильное сообщение с Гданьском. Калининградцы любят ездить в Польшу, но не любят терять время в пробках. А тут – загрузился, посидел в кафе на пароме, выгрузился, сделал свои дела и тем же путем вернулся. Столь же реально наладить сообщение малых судов с Эльблонгом – были времена, когда «Ракеты» регулярно отходили из Калининградского речного порта, и это было очень востребовано.
Да и сам порт очень притягателен как объект туризма за счет своей богатой истории. Мы – орденоносное предприятие, а в советские времена ордена заслуживались упорным трудом и достижениями. У нас есть свой музей, мы гордимся историей порта и с удовольствием встречаем гостей, а в День рыбака устраиваем концерты, чествуем ветеранов и передовиков, варим традиционную уху и совершенно бесплатно угощаем всех присутствующих.

– Что бы вы пожелали в новом году сотрудникам КМРП, партнерам и всем землякам?

– Самое главное – здоровья. Плодотворной работы, приносящей радость. Успех не приходит из ниоткуда, его нужно добиваться ежедневным, кропотливым трудом. Работая в команде на достижение результата, мы вместе придем к благополучию и процветанию.

Марина Волик
Фото: Александр Волков