Сергей Быков: «Территории жилой застройки должны развиваться комплексно»

В свои неполные 30 лет Сергей Быков, владелец компаний «КЛГД Строй» и «СК Возрождение», строит дома, мосты, дороги, ведет депутатскую деятельность. Придерживаясь активной жизненной позиции, ответственно подходит к любому делу, стремится сделать окружающий мир лучше и гармоничнее.

 

Строительная биография Сергея Быкова началась несколько лет назад, когда он пришел работать в одну из калининградских компаний, чтобы набраться опыта, изучить тонкости профессии.

– В 2010 году я начал свою трудовую деятельность помощником руководителя по реализации проектов в строительной компании, которая специализировалась на капитальном ремонте многоквартирных жилых домов. Очень быстро втянулся в работу, осуществляя непосредственный контакт между строительной компанией, заказчиком – администрацией Калининграда – и жильцами аварийных и ветхих домов на улице Суворова в Калининграде, которые мы приводили в надлежащее состояние. Спектр задач, стоящих передо мной, постепенно расширялся, затрагивая сферу подготовки документов для тендеров, решение вопросов снабжения, координацию работы с субподрядчиками вплоть до момента сдачи объекта в эксплуатацию. Уже тогда в моем подчинении трудилось более 50 человек. Если подытожить, то в общей сложности за полтора года компанией было сдано в эксплуатацию более 15 объектов.

– Думаю, не ошибусь, если скажу, что вам хотелось самостоятельной работы.

– Да, но для этого был нужен начальный капитал, у меня его не было на тот момент. В начале 2012 года сделал свой окончательный выбор – работать в строительной отрасли и в марте зарегистрировал собственную фирму «КЛГД Строй». Беря в долг огромную по тем временам сумму – полмиллиона рублей – для вступления в СРО и приобретения лицензии, я, конечно, рисковал. Но в душе был уверен, что со всеми трудностями справлюсь.

– Вам было всего 24 года, и вы сразу начали строить жилые дома?

– Жизнь все время ставит меня перед выбором. В то время я активно участвовал в общественной жизни Калининграда. Однажды на митинге по сохранению брусчатки и исторического облика города прозвучала тема, которая меня заинтересовала. Компания, осуществлявшая благоустроительные работы на берегу Верхнего озера, по договору, должна была вымостить брусчаткой прилегающие улицы – Верхнеозерную, Пролетарскую, Тельмана. Так случилось, что именно в то время в адрес нашей организации пришло письмо из Бельгии, города Антверпена. Бельгиец российского происхождения предлагал свои услуги по обучению технологии покрытия тротуаров и автомобильных дорог брусчаткой. Меня это очень заинтересовало, поэтому я отправился в Антверпен, где на месте посмотрел уже выполненные им работы.

Дальше мне удалось встретиться с Александром Георгиевичем Ярошуком (в то время глава администрации Калининграда – Авт.) и заручиться поддержкой городских властей. Компания «КЛГД Строй» выступила в качестве субподрядчика у Балтийской строительной компании, благоустраивающей Верхнее озеро и прилегающую территорию. Нашим первым объектом по укладке брусчатки стал участок улицы Пролетарской (от Центрального рынка до перекрестка с улицей Тельмана) длиной свыше 600 метров (5 тысяч квадратных метров).

– Вам удалось доказать, что вы не зря решили взяться за такую работу?

– Я очень люблю свой город за его самобытность и хочу, чтобы его исторический облик был сохранен. Когда решился вопрос о нашем участии в проекте, мы пригласили в Калининград уже знакомого мастера из Бельгии, который привез нам свое оборудование (кстати, в работе он использует не резиновые молотки, а кованые), обучил премудростям профессии наших ребят. Работу на Пролетарской мы завершили за четыре месяца. К сожалению, на перспективу заказов не было: в городе шла полемика между сторонниками брусчатки и приверженцами асфальтового покрытия. Тогда я вернулся к тому, с чего начинал. К капитальному ремонту домов. Компания «КЛГД Строй» по итогам тендеров получила сразу несколько подрядов и успешно их реализовала.

Тема дорог меня не отпускала. Поэтому, когда в 2013 году администрация Калининграда объявила аукцион на восстановление участка улицы Тельмана (ближе к улице Невского) протяженностью 200 метров, мы приняли в нем участие и победили. Однако тут подстерегала другая трудность. Ноябрь в Калининграде: дождь, снег – практически круглосуточно приходилось откачивать воду, делать временный дренаж. Но чтобы еще раз доказать нашу состоятельность, умение выполнить взятые на себя обязательства, работу по укладке брусчатого покрытия завершили точно в срок (в декабре 2013 года) и с хорошим качеством. Фактически не ударили в грязь лицом!

Дорожно-строительными работами специалисты компании «КЛГД Строй» занимались весь 2014 год. Мы уже приобрели всю необходимую технику, пополнили штат сотрудников. Восстанавливая дворовые территории областного центра (плитка, асфальт), выполнили работ на сумму около 20 миллионов рублей.

– Сергей, имя компании «КЛГД Строй» зазвучало, когда вы раньше срока построили новую дорожную развязку на пересечении улиц Суворова и Транспортной? Все началось с победы в тендере?

– Его трудно было не выиграть (улыбается – Авт.) Из-за сложности объекта даже крупные калининградские дорожно-строительные компании просто не стали принимать участие в аукционе. Стоимость реконструкции составила 37 миллионов рублей, строительство велось на условиях софинансирования: половину выделил городской, половину – областной бюджет. Перед нами стояла задача обустроить дорожную развязку, расширить проезжую часть, проложить более 900 квадратных метров тротуара, установить дорожные знаки, опоры освещения, светофоры.

Сложность проекта заключалась в переносе различных коммуникаций: водопровода, ливневой канализации, контактной сети троллейбуса, кабелей телефонной, в том числе сотовой, связи, а также в демонтаже трамвайных рельсов и так далее. В марте 2015 года приступили к работе на этом объекте. Часть материалов с учетом ориентированности на импортозамещение нужно было заказать и доставить в область из других регионов России. Так, из Карелии везли гранитный бордюр, из Санкт-Петербурга – геотекстильные дорожные материалы. В Калининграде для нас были изготовлены опоры контактной сети. Первоначально все шло по графику.

– Тем не менее вам пришлось ускорить работы. Почему?

– Да, действительно, сроки сдачи объекта были сокращены почти вдвое. Вместо шести месяцев по контракту мы сдали его через три с половиной месяца. Задачу по ускорению темпов работ нам тогда поставили губернатор области Николай Цуканов и глава города Александр Ярошук. Это было обусловлено объективными причинами. Как раз в это время из-за аварийности было запрещено движение грузового транспорта по мосту на улице Суворова, а общественный транспорт был запущен через Транспортную. У нас на объекте круглосуточно автомобили стояли в одной большой пробке. Была проблема и у многотысячного коллектива судостроительного завода «Янтарь», которому было не миновать ремонтирующуюся развязку. Прибавьте к этому то, что в пробке стояли все те, кто ехал в Мамоново, Ладушкин, Прибрежный, Ласкино, кто выезжал с Киевской… Словом, чтобы избежать транспортного коллапса, необходимо было сдать развязку в кратчайшие сроки.

Как руководитель генподрядной организации, я прекрасно понимал необходимость выполнения задачи в интересах города и горожан. Для реализации социально значимого проекта надо было наладить четкое взаимодействие между нашими специалистами, субподрядчиками, десятком собственников сетей и, конечно, заказчиком – администрацией Калининграда. Требовались хорошие управленческие навыки, которые к этому времени у меня уже имелись. Мы увеличили количество работающих на объекте, заблаговременно (за месяц-два) продумывали всю логистику поставки материалов, работа велась по 18 часов сутки. В апреле 2015-го перенесли все сети, в середине мая, когда начали осуществлять укладку дорожного покрытия, чтобы работать круглосуточно, запускали схему реверсного движения автомобильного транспорта.

27 июня в присутствии Николая Цуканова и Александра Ярошука была торжественно открыта новая транспортная развязка. Для меня лично это была большая моральная победа: мы выполнили взятые на себя обязательства, сократили сроки ввода в эксплуатацию объекта почти вдвое. И это несмотря на все сложности и подводные камни.

– Пошли заказы на дорожно-строительные работы?

– Компания «Янтарьэнерго» разбивала новый сквер Энергетиков на проспекте Мира. Надо было восстановить брусчатое покрытие дороги вдоль здания областной библиотеки длиной 200 метров. Плюс в том, что у нас уже были подготовленные специалисты, оборудование и опыт. За два месяца мы завершили работу, которую власти оценили по достоинству: калиброванная брусчатка была выложена идеально ровно. Разумеется, после этого в областном центре мы делали брусчатое покрытие и на ряде других объектов. В частности, в 2015 году за 4 месяца в районе площади Василевского специалисты компании «КЛГД Строй» выложили брусчаткой пять остановочных карманов для заезда муниципального транспорта, в 2016 году восстановили более тысячи квадратных метров брусчатки на улице Генделя. Большой объем работ (свыше 12 тысяч квадратных метров) нами был выполнен на Ленинском проспекте – от торгового центра «Виктория» до улицы Багратиона. И еще один объект, который мы завершили к концу 2016 года, – это улица Радищева, 4 тысячи квадратных метров брусчатки.

– Известно, что компания «КЛГД Строй» занимается и мостостроением. Сколько на вашем счету мостов?

– Действительно, бизнес постоянно диверсифицировался. Так, в 2015 году наша компания приняла участие в тендере на строительство моста (18 метров длинной и 10 метров шириной) на автодороге Полесск – Нефтебаза и выиграла его. Заказчиком выступало Управление дорожного хозяйства Калининградской области, стоимость объекта – 24 миллиона рублей, которые мы освоили меньше чем за год. И в июле 2016 года сдали объект в эксплуатацию. Хотя мостовое сооружение было небольшим, безусловно, были свои сложности: необходимо было изготовить над руслом реки монолитную конструкцию весом более 200 тонн. С этой задачей мы тоже справились, сроки выдержали.

Мост через реку Нельма

В прошлом году по итогам аукциона приступили к строительству еще одного моста – на 27-м километре автодороги Калининград – Балтийск. Это возле поселка Кострово. Длина моста – 25 метров, ширина – 12 метров. При строительстве использовались сборные железобетонные конструкции (они доставлялись из Санкт-Петербурга), которые устанавливались на сваях. Но, как всегда, мы не ищем легких путей (улыбается – авт.)… Осенью 2017 года случилось большое наводнение, во время которого на нашем объекте было смыто в реку почти 3 тысячи тонн песка, а вода поднялась на 2,5 метра – практически до самой конструкции моста. Естественно, что работать в такой ситуации было невозможно. Форс-мажор! Управление дорожного хозяйства (по объективным причинам) продлило нам сроки работ. Мост был сдан в мае 2018 года, а не в конце декабря 2017-го, как было запланировано контрактом.

И еще один объект, о котором я бы хотел упомянуть. Это капитальный ремонт моста в поселке Знаменске Гвардейского района, который компания «КЛГД Строй» начнет в августе этого года. Предстоит освоить 25 миллионов рублей.

– Сергей, а когда была создана ваша вторая компания – «СК Возрождение»? Какова ее сфера деятельности?

ЖК «Оазис» в пос. Шоссейный

– Компания «СК Возрождение» была создана в 2015 году, основное направление – строительство жилых домов. Первый жилой комплекс «Оазис», который включает в себя 3 кирпичных трех-, четырехэтажных дома общей площадью 3 тысячи квадратных метров, был возведен в поселке Шоссейном за год. Это добротное жилье, построенное с соблюдением всех технологий и с применением современных качественных материалов. Мы поставили перед собой задачу не просто возводить жилые дома, а развивать территорию застройки. В центре микрорайона обустроили озеро, поставили скамейки. Для детей и взрослых оборудовали спортивно-игровую площадку. Получилась замечательная зона отдыха, которая очень востребована жителями всего Шоссейного. При сдаче домов в эксплуатацию организовали для новоселов настоящий праздник, и каждый получил вместе с ключами от квартиры брелок с логотипом нашей компании. Кстати, администрация Гурьевского городского округа отметила компанию «СК Возрождение» как ответственного застройщика.

– Первый опыт строительства жилых домов стал успешным – и вы продолжили работу в этом направлении?

– Да, совсем недавно компания «СК Возрождение» сдала в эксплуатацию еще один жилой четырехэтажный дом в Гурьевске. Всего 44 квартиры. Наше кредо осталось неизменным: строим малоэтажное жилье высокого качества, комфортное для проживания. Хочу особенно подчеркнуть, что строим мы именно малоэтажное жилье, которое, на мой взгляд, будет особенно востребовано в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 214. Речь идет, как известно, о том, что компания должна увеличить уставной капитал и внести на депозит сумму, равную 10 процентам стоимости строительства, а также принимать денежные средства от дольщиков. Так законодатель решил отсеять слабые компании, не имеющие достаточных материальных ресурсов. Акулы строительного бизнеса по-прежнему будут возводить многоэтажные жилые комплексы. А малоэтажные проекты смогут реализовывать за счет собственных средств только платежеспособные компании. Их останется немного на строительном рынке. Мы, к счастью, сумели за последние годы создать определенный финансовый задел, который позволит нам продолжить возведение комфортных жилых домов небольшой этажности.

 Жилой дом в Гурьевске

Спрос на такое жилье есть. Компания «СК Возрождение» приняла решение вернуться в Шоссейный, где мы планируем построить еще один четырехэтажный дом, который вместе с жилым комплексом «Оазис» органично впишется в общую концепцию развития поселка. Работы начнутся в августе этого года.

– Опыта, который вы приобрели в процессе работы, хватает? Или требуется пополнение знаний?

– Я учусь постоянно, много читаю. В 2015 году я получил высшее инженерное образование. Сейчас учусь в Москве, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, на факультете «государственное и муниципальное управление». Мое направление – «стратегическое управление городом», эта программа была запущена впервые, по ней готовятся будущие главы муниципалитетов. В 2019 году получу диплом магистра.

– У вас, Сергей, большие и серьезные планы на перспективу? Сегодня вы успешно занимаетесь бизнесом, осваиваете новые направления деятельности, учитесь. Но вы пока не рассказали о еще одной вашей стезе – депутатстве… Если не ошибаюсь, вы стали депутатом в 28 лет?

– Да, в 28 лет. Стараюсь успеть все, но при этом к любому делу подхожу с чувством большой ответственности. Если взялся, начатое обязательно доведу до конца. Для меня важно учиться новому, развиваться, двигаться вперед. Захотелось попробовать свои силы не только в бизнесе, но и в общественной жизни, сделать что-то важное, значимое для людей. В 2017 году я принял решение баллотироваться в совет депутатов Пионерского городского округа от политической партии «Единая Россия». Жители Пионерского поддержали мою кандидатуру. Сегодня я являюсь председателем постоянной депутатской комиссии по стратегическому планированию, экономической политике, муниципальной собственности, инвестициям и связям с общественностью.

Округ №1, на котором я работаю, – самая большая территория, от порта до поселка Рыбное, которая требует пристального внимания. Перспективы ее развития связаны со строительством порта в Пионерском и с привлечением различных федеральных и региональных программ.

– Голосуя за вас, люди доверили вам, по сути, будущее своего города. С данными во время выборной кампании обещаниями справитесь?

– Я пообещал своим избирателям, что за мой депутатский срок улица Рабочая, которая не ремонтировалась 20 лет, будет приведена в порядок. У местной власти не хватало на это ресурсов. Пройдя хорошую школу в бизнесе, я знаю, что при грамотном взаимодействии с государственными органами можно попасть в нужную программу и получить необходимые средства. На сегодняшний день мы уже нашли механизмы по привлечению внебюджетных средств для разработки проектно-сметной документации. Как только будут проект и смета, начнем активно добиваться в различных инстанциях выделения средств на реконструкцию дороги.

За срок моих депутатских полномочий до 2022 года я бы хотел, чтобы был определен дальнейший вектор развития округа. Будет дорожная инфраструктура, появится интерес у инвесторов к этой территории. Моя задача как депутата – чтобы все реализуемые проекты создали гармоничную среду для жителей. Чтобы рядом с жилыми кварталами также была построена социально значимая инфраструктура, которая обеспечит комфортное проживание всех горожан.

Уважаемые коллеги и партнеры!
Профессия строителя всегда была и остается созидательной, нужной людям и необходимой для развития экономики нашего региона. Каждый из нас вносит свой вклад в строительство жилых домов, объектов социальной и транспортной инфраструктуры, в благоустройство городских и поселковых территорий.
От всей души поздравляю вас с Днем строителя! Желаю счастья, финансовой стабильности, успешного бизнеса, уверенности в собственных силах и реализации новых интересных проектов.

Сергей Быков,
руководитель компаний «КЛГД Строй» и «СК Возрождение»

Светлана Фролова
Фото: Ирина Новикова и из архива компании