Олег Надеждин: «Восточная эстакада улучшит дорожную логистику Калининграда»

В конце мая было открыто движение по Восточной эстакаде. Событие значимое как для развития территории острова Октябрьский и всей дорожной инфраструктуры Калининграда, так и для обеспечения транспортной доступности к главной спортивной арене, где развернутся баталии чемпионата мира по футболу.

Несмотря на все сложности, строительство новой эстакады было выполнено в срок, определенный государственным контрактом. О том, как шла реализация инфраструктурных проектов в рамках подготовки к мундиалю, мы говорили с Олегом Надеждиным, начальником строительного управления АО «ВАД» по Калининградской области.

Олег Надеждин, начальник СУ АО «ВАД» по Калининградской области

– Строительство Восточной эстакады, где АО «ВАД» выступало в качестве генерального подрядчика, проходило в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Это крупный инфраструктурный объект, еще одна транспортная артерия, соединившая Московский проспект с островом Октябрьский, улично-дорожной сетью, парковками и главной футбольной ареной «Стадион Калининград». Новая эстакада будет способствовать решению задач транспортной логистики во время проведения футбольного первенства, когда в Калининград съедется большое количество гостей, и в целом позволит заметно разгрузить транспортные потоки в восточной части областного центра.

Фактически мы можем говорить не об одном дорожном объекте к чемпионату, а о двух. Это не только Восточная эстакада с двухуровневой транспортной развязкой и более чем 400-метровый мостовым сооружением через реку Преголю, а еще и улично-дорожная сеть на острове Октябрьский. Стадия активного строительства на этих объектах ВАД началась в конце 2016 года.
Восточная эстакада разделена на два участка. Первый – четырехполосная дорога с мостовым сооружением от Московского проспекта до острова Октябрьский. Ее продолжением является улично-дорожная сеть. Второй участок – в сторону аэродрома Девау, улиц Молодой Гвардии, Гагарина к перехватывающим парковкам. Улица Суздальская сдана в эксплуатацию в конце 2017 года, сейчас идет процедура передачи ее администрации Калининграда. Новый транспортный узел кардинально изменит схему движения, уменьшит транспортную нагрузку и количество пробок на дорогах.

В 2007 году ВАД начал свою деятельность в Калининградской области. За эти годы в регионе было построено более 250 километров современных автомобильных дорог.

– Эти дорожные объекты строились конкретно под проведение мундиаля. Какие-то особые требования были?

– Особые требования были на стадии разработки проектов, когда учитывались все пожелания заказчика – Управления дорожного хозяйства Калининградской области – и представителей FIFA в плане организации и безопасности пешеходного движения, установки дорожных знаков, определяющих направление движения автотранспорта (с дублированием на английском языке) и тому подобное.

– Какова общая протяженность Восточной эстакады и ее технические характеристики?

– Это современная скоростная четырехполосная автотрасса 1-й технической категории, расположенная в самом сердце Калининграда. Ее протяженность около трех километров. Ежедневная пропускная способность трассы – от 3 до 5 тысяч автомобилей. Как и все объекты, которые строит ВАД, она отлично оборудована. В частности, установлены новые светодиодные светильники, которые в вечернее и ночное время сделают трассу не только хорошо освещенной, но и очень красивой. А также барьерные ограждения с пластиковыми светоотражающими элементами, сделана дорожная разметка. Получился безопасный, красивый, достойный объект.

Для удобства автомобилистов сделана многоуровневая транспортная развязка, которая не является типовой, а выполнена по специальному проекту. Под путепроводом – одноуровневая развязка с пересечением четырех дорог, позволяющая выезжающим из города автомобилям попасть на Восточную эстакаду, а въезжающим в город – на остров Октябрьский (в период проведения чемпионата при наличии определенных разрешительных документов) или парковку, а затем на Гагарина. Транспортная развязка обустроена 12 светофорными постами, расположенными под мостовым сооружением на каждом примыкании дороги. Это требования безопасности.

Важно, что учтены были интересы не только автомобилистов, но и пешеходов. Вдоль дороги проложены широкие тротуары, поделенные таким образом, что есть место для велодорожки. Длина велодорожки составляет 10 километров.

– Олег Анатольевич, а как прошли тестовые испытания на Восточной эстакаде?

– Без существенных замечаний. Согласно требованиям FIFA, мы должны были провести тестовые испытания новой эстакады с входящим в ее состав мостовым сооружением. Рабочее движение впервые было запущено на этом участке трассы 12 мая. В этот день также было открытие главной футбольной арены «Стадион Калининград». Впервые была опробована и перехватывающая парковка в районе аэродрома Девау, на которой болельщики размещали свой личный транспорт, а затем на специальных автобусах-шаттлах отправлялись на стадион. Кстати, после окончания чемпионата на месте временной парковки построят жилой квартал.

Восточная эстакада – современная скоростная четырехполосная автотрасса 1-й технической категории, расположенная в самом сердце Калининграда. Ее протяженность – около трех километров. Ежедневная пропускная способность трассы – от 5 до 10 тысяч автомобилей.

– Теперь, когда выполнен весь большой объем работ на строительстве Восточной эстакады, вы можете сказать, с какими трудностями пришлось столкнуться «вадовцам»?

– Все познается в сравнении. Когда мы строили дорогу на Сельме (улица Челнокова), мы думали, что это очень сложный объект по количеству коммуникаций. После Восточной эстакады мы понимаем, что это был один из простых (смеется – Авт.)! На Восточной эстакаде в одном месте переплеталось все: теплотрассы, связь, газопровод, канализация, водопровод, силовые кабели… Сложность была еще и в том, что на одном участке приходилось работать сразу нескольким субподрядчикам, каждый из которых выполнял свою задачу. Минусом стала и затяжная зима. Планировали, что с середины февраля начнем производить земляные работы, а в марте приступим к укладке асфальта, но фактически работы началась только в апреле, когда позволили погодные условия. Были опасения, что из-за всех этих обстоятельств мы не уложимся в сроки выполнения контракта. Но ВАД не привык отступать и всегда выполняет свои обязательства. Да и подрядчики не подвели, ведь с большинством из них мы работаем вот уже 10 лет.

– За эти годы сложился костяк предприятий, качеству выполнения работ которых вы доверяете?

– Безусловно. Субподрядчики за время совместной деятельности уже подстроились под наш стиль работы, хорошо знают все наши требования, а мы, в свою очередь, знаем, как они могут работать. Прежде всего это мостовики. Эстакаду возводил наш постоянный парт­нер СК «Спецмост» (Сергей Афанасьев), путепровод на Московском проспекте через Восточную эстакаду строила питерская компания «БалтМостСтрой» (Сергей Романов).

Компания «СПК» осуществляла переустройство ливневой канализации и инженерных сетей водоснабжения и водоотведения (Владимир Меньшов), «ЭлектроАльянс» – переустройство контактной сети (Алексей Брагин), «ШЕЛЕН» – тепловых сетей (Андрей Тутынин). КТК обеспечивало устройство наружного освещения, системы электроснабжения наружного освещения, системы электроснабжения навигационной сигнализации, кабельных линий (Максим Коровко), «КомСвязьСтрой» – сетей связи (Михаил Пегов), «ВК СПЕЦСТРОЙ» – ливневой канализации (Дмитрий Морозов). «СТЕЛЛА БАЛТИКА» осуществляла разбор зданий и строений (Анна Андреева). «Конвера Лайн» (Игорь Разе­нков) выполняла дорожно-разметочные работы, а компания «Дорис» обеспечивала устройство светофорных объектов (Максим Граф).

Конечно, это далеко не полный перечень наших партнеров.

– Олег Анатольевич, тем не менее при всех сложностях работы были выполнены в срок и с высоким качеством и дорожной эстетикой, которые являются своеобразной визитной карточкой дорожно-строительной компании «ВАД».

– По контракту мы должны были завершить работы до 31 мая 2018 года. 27 мая уложили верхний слой асфальтобетонного покрытия, 28 мая была выполнена дорожная разметка. Восточную эстакаду сдали в срок и пустили по ней движение. В общей сложности объект был построен за полтора года. Если бы не факторы, тормозящие строительство и на которые мы никак не могли повлиять, чтобы изменить ситуацию, Восточная эстакада была бы сдана раньше срока.

– Каким образом осуществлялся контроль за качеством выполненных работ?

– Контроль осуществлялся одновременно службами технического надзора нашей компании и заказчика – Управления дорожного хозяйства Калининградской области. Есть определенные нормативы выполнения дорожно-строительных работ, которых мы строго придерживаемся. В испытательных лабораториях проверяется качество инертных материалов до объекта и затем уже непосредственно на объекте. Все используемые материалы имеют сертификаты соответствия. Качество строительства автодорог контролируется практически на каждом этапе работ.

– Помимо Восточной эстакады, по контракту, как вы уже говорили, ВАД должен был построить часть улично-дорожной сети на острове Октябрьский, в непосредственной близости от главной спортивной арены. Какой объем работ был выполнен там?

– На острове Октябрьский АО «ВАД» построило в общей сложности 17 разных по своей длине (от 200 метров до двух километров) улиц. Их общая протяженность составляет 5,7 километра. Все улицы построеныпо специальному проекту с применением новых технологий. А самая большая, четырехполосная двухкилометровая, дорога с двумя разворотными кольцами из-за большой транспортной нагрузки полностью проложена по свайному полю. Она получила название Аллея Чемпионов. Верхний слой дорожного покрытия проезжей части всех улиц выполнен из асфальтобетона, а тротуаров и велодорожек – из бетонной плитки. В целях повышения безопасности и лучшего ориентирования участников движения осуществлено зонирование территории путем использования бетонной плитки разных цветов.

Разумеется, в строительстве улично-дорожной сети на острове Октябрьский принимали участие и другие подрядчики, но наш вклад в общее дело тоже существенен, примерно процентов 30-40.

– Задержка строительства из-за метеоусловий вынудила трудиться в авральном режиме?

– Да, темпы работ пришлось увеличить. По сути, в апреле все силы были задействованы на улично-дорожной сети, а в мае – на завершении работ на Восточной эстакаде. Техника и человеческие ресурсы в течение двух месяцев были максимально сосредоточены на этих объектах. Для примера: по проекту тротуары улично-дорожной сети должны быть выложены плиткой, но такого вида работы мы никогда сами не делали. Подрядная организация «Мосинженеринг» (Араик Габриелян) очень активно включилась в работу и за короткий срок уложила свыше 15 тысяч квадратных метров тротуарной плитки.

– Последнее время на уровне руководства региона обсуждается вопрос о перспективе продолжения строительства Восточной эстакады.

– Есть готовый проект продолжения строительства Восточной эстакады, соединения ее с улицей Молодой гвардии с выходом на Гагарина и Артиллерийскую. Это второй этап, в результате его реализации максимально разгрузится движение по Гагарина и можно будет проехать через Аллею Чемпионов на Эстакадный мост. Здесь сложность в том, что встанет вопрос о сносе жилых домов и других построек на территории, по которой должна быть проложена новая автомобильная трасса. Третий этап – продолжение Восточной эстакады от острова Октябрьский в сторону улицы Дзержинского, предположительно строительство может начаться не раньше 2020 года.

– Какие еще дороги сейчас строит и реконструирует строительное управление АО «ВАД» в регионе?

– Небольшой, но значимый объект в районе мотеля «Балтика». Капитальный ремонт участка дороги протяженностью 1,3 километра, соединение с федеральной трассой. Старт работам был дан в 10 апреля, срок окончания – 15 июня этого года. Эта дорога как въездные ворота в город, по которой поедут гости большого спортивного праздника из-за рубежа и из российских регионов. Она будет сделана на уровне федеральной трассы – в плане качества покрытия, безопасности и эстетики, с освещением, пешеходными ограждениями, светофорами и тротуарами.

Хочу отметить, что мы работаем с разными заказчиками. Недавно приняли участие в торгах, где заказчиком на реконструкцию двух улиц областного центра – Кутузова и проспекта Победы – выступала администрация Калининграда. Торги ВАД выиграл, к работе, которая ведется в рамках реализации программы «Безо­пасные и качественные дороги», приступим в начале июля, после окончания чемпионата мира по футболу.

– Олег Анатольевич, а как идет реконструкция Северного обхода Калининграда?

– В связи со сложностями финансирования объект был разделен на три подэтапа. Первый участок (5 километров, 6 полос) – от Московского проспекта до Гурьевского кольца (через Малое и Большое Исаково), он практически построен, будет сдан к концу текущего года. Второй – от Гурьевского кольца до развязки на улице Невского, построен на 40 процентов, но к концу года постараемся его тоже сдать. Это шестиполосная дорога с развязками и путепроводами, которая избавит автомобилистов от дорожных пробок. Третий этап – сама Невская развязка со съездом с Приморского кольца от «Леруа Мерлен» в сторону заправочного комплекса. Дорога будет реконструирована, расширена. Сейчас этот объект выставлен на торги, в которых строительное управление АО «ВАД» по Калининградской области примет участие.

– АО «ВАД» больше 10 лет ведет свою деятельность в Калининградской области, и только в прошлом году у него появилась собственная производственно-техническая база. Укрепляете свои позиции?

– Учитывая большой объем дорожно-строительных работ, которые мы ежегодно выполняем в регионе, руководством АО «ВАД» было принято решение построить на территории Калининградской области свой производственно-технический комплекс. Осенью 2017 года мы обосновались на стационарной базе в поселке Холмогорока Зеленоградского района. На площади 5,7 гектара разместились производственно-технические корпуса, где ремонтируется дорожная техника, офисные помещения и другие объекты, необходимые для осуществления нашей деятельности.

– Олег Анатольевич, и еще один, итоговый вопрос: сколько километров дорог построил ВАД в Калининградской области?

– ВАД начал свою деятельность в Калининградском регионе в 2007 году. За эти годы было построено более 250 километров современных автомобильных дорог.

АО «ВАД» входит в лидеры среди дорожно-строительных компаний Северо-Запада. Все виды работ выполняет в комплексе: инженерные изыскания, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт автомобильных дорог разных технических категорий. АО «ВАД» имеет строительные управления во многих регионах России – в Санкт-Петербурге, Карелии, Вологде, Республике Крым и Калининграде.

Светлана Фролова
Фото: Никита Дашевский, Ирина Новикова

Производственно-технический комплекс СУ АО «ВАД» по Калининградской области в поселке Холмогоровка