Польша-Россия. Один залив, проблемы общие.

Калининградские и польские коллеги обсудили проблемы Калининградского/Вислинского залива.

img_large_1420

Актуальные проблемы по сов-местному использованию аквато-рии залива были подняты на заключительной конференции «Региональное развитие Калининградского / Вислинского залива», которая прошла в апреле нынешнего года в рамках российско-польского проекта «Возможности и преимущества совместного использования Вислинского залива» (VILA – Opportunities and Benefits of Joint Use of the Vistula Lagoon).
В течение двух дней российскими и польскими коллегами обсуждались актуальные вопросы развития территории Калининградского/Вислинского залива. Первый день конференции прошел в польском городке Толькмицко, где были представлены перспективы социально-экономического развития региона. Еще один обширный комплекс вопросов, касающийся морского пространственного планирования, возможных конфликтов при использовании залива и перспектив сотрудничества ученых и властей двух стран, обсуждался с представителями БФУ имени Канта на второй день конференции в Калининграде.
На конференции также обсуждались экологические проблемы, связанные со сбросом сточных вод, развитие прибрежных инфраструктур, перспективы развития водного туризма. Решения, принятые в рамках проекта, должны стать основой для будущих российско-польских мероприятий, которые будут способствовать успешному сотрудничеству и развитию региона.
Основной целью проекта стало определение возможностей и проведение мероприятий по укреплению социально-экономического сотрудничества между частями региона Калининградского / Вислинского залива, разделенными границей между Россией и Польшей.
Результатом одной из совместных работ российских и польских ученых стал Атлас водосборных бассейнов региона, в который включен каталог портов и гаваней Калининградского залива, что тоже является вкладом в развитие водного туризма.
Залив располагается на территории двух государств – России и Польши. К сожалению, страны пока не пришли к общему соглашению по сохранению и использованию его ресурсов. Если не главной, то одной из основных экологических проблем ученые называют загрязнение вод, обеднение водных биологических ресурсов, приводящее к разрушению эко-системы.
Усугубляет ситуацию отсутствие очистных сооружений на российской стороне залива. При этом до 90 процентов сточных вод сбрасывает именно Калининград. В отличие от нас, соседи подошли к этому вопросу более серьезно, позаботились о строительстве очистных сооружений. Но в загрязнение Калининградского залива вносят лепту все же обе страны. У нас – это коммунальные стоки, в Польше – сельскохозяйственные.
– Мы заинтересованы в развитии малых портов, расположенных на российской и польской территории залива. А также в развитии Калининградского залива как водного пути для малых и средних плавсредств. У нас очень много возможностей для строительства пристаней. Мы могли бы фактически в гости друг к другу ходить по воде, – отметил заместитель директора Атлантического отделения Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук, координатор проекта Борис Чубаренко. – Все эти вопросы поднимались еще на прошлом форуме, но заметных сдвигов так и не произошло. Вся проблема в том, что, к сожалению, нас так и не услышали в администрации области. А ведь от их решения зависит будущее наших стран.
– На пути к развитию и взаимовыгодному сотрудничеству по использованию ресурсов залива стоит бюрократия, волокита – она убивает бизнес. Если убрать все бюрократические препоны, то у наших регионов большие перспективы, – подчеркнула Уршула Ковальчик, координатор проекта, начальник отдела экономики и права морского института в Гданьске. – Потенциал большой, у нас с вами есть все условия, для развития туризма – два больших порта Калининград и Эльблонг, множество малых портов и причалов.
В настоящее время на польской стороне действуют несколько портов, таких как: Крыница Морска, Фромборг, Толькмицко, они хорошо обустроены, есть причалы, развита прибрежная инфраструктура.
С калининградской стороны тоже есть несколько гаваней, но в большинстве своем они не обустроены. Кстати, многие участники конференции отмечали именно это как основную причину невнимания иностранных туристов и инвесторов к Калининградскому заливу.
Важным ученые обеих стран считают и организацию пассажирского движения, от континентального побережья в сторону Балтики. К примеру, из Мамоново на Балтийскую косу – такая прогулка на катере по заливу заняла бы не многим более часа, что очень сильно сэкономило бы время.
– Мы только наметили какие-то пути совместного бизнеса, польского и российского, не только туристического и промышленного, но еще и сельскохозяйственного и транспортного, всех видов, – подчеркнул в своем докладе Геннадий Фёдоров, директор института природопользования, территориального развития и градостроительства БФУ имени Канта.

Александра Гармаш
Фото автора и из архива проекта