Литва-Польша-Россия. Калининградский/Вислинский залив: путь к развитию

В рамках Программы приграничного сотрудничества «Литва – Польша – Россия 2007–2013 годы» в течение двух лет реализуется проект под названием «Возможности и преимущества совместного использования Калининградского/Вислинского залива» (VILA – Opportunities and Benefits of Joint Use of the Vistula Lagoon). О нем мы поговорили с Юлией Барановой, менеджером проекта, научным сотрудником БФУ им. И. Канта. 

IMG_2217
– Что собой представляет ваш проект, в чем его суть?

– Проект выполняется с декабря 2012 года по май 2015 года совместно польскими и российскими партнерами в рамках Программы приграничного сотрудничества «Литва – Польша – Россия 2007–2013 годы». Основная его цель состоит в поиске возможностей скоординированного использования экономического и социального потенциала территории Калининградского/Вислинского залива. Данная инициатива – первая в своем роде, но она может послужить моделью для аналогичных литовско-российских инициатив в отношении Куршского залива.
С двух сторон в проекте выступили представители:
– Морского института в Гданьске (Гданьск, Польша), главный партнер проекта,
– Атлантического отделения Института океанологии имени П. П. Ширшова Российской академии наук (Калининград, Россия),
– Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (Калининград, Россия),
– Администрации МО «Балтийский муниципальный район» (Балтийск, Россия),
– Городского управления Эльблонга (Эльблонг, Польша).
Одной из конкретных целей проекта является совместная оценка природных и социальных условий, которые делают возможным устойчивое развитие Калининградского/Вислинского залива. Все мероприятия проекта направлены на повышение уровня знаний и формирование нового подхода к планированию и управлению в сфере портовой инфраструктуры в районе залива, что может привести не только к фактическому увеличению грузопотоков, но и к более тесному сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды. Проект «Возможности и преимущества совместного использования Вислинского залива» позволит, в частности, провести оценку экономических, социальных и экологических условий данной территории и внести вклад в создание общей стратегии развития залива, которая в дальнейшем может быть реализована польскими и российскими политическими организациями.

– Какие мероприятия вы провели за время реализации проекта?

– В рамках проекта были проведены: стратегический диагноз социально-экономических условий региона Калининградского/Вислинского залива; идентификация проблем, которые могут быть решены путем сотрудничества; анализ барьеров для сотрудничества и предложение сценариев их преодоления. Эти исследования легли в основу разработки общих российско-польских предложений к стратегии будущих совместных действий в регионе Калининградского/Вислинского залива, в которых регион залива представляется как динамично развивающийся трансграничный морской регион с высоким уровнем жизни населения и отсутствием неравенства, с полюсами роста в Калининграде и Эльблонге.
Кроме этого, члены и эксперты проекта подготовили: каталог существующей инфраструктуры в портах и гаванях Калининградского/Вислинского залива; монографию «Регион Калининградского/Вислинского залива: современное состояние и сценарии развития»; атлас трансграничных водосборных бассейнов региона Калининградского/Вислинского залива; аналитическую записку «Анализ существующих и потенциально возможных конфликтов при использовании акватории Калининградского/Вислинского залива»; рекомендации по использованию акватории залива.

IMG_1681

– Удалось ли вам познакомиться с инфраструктурой, которая расположена в акватории Калининградского/Вислинского залива?

– 16 июля 2013 года участники проекта совершили поездку по польским портам и гаваням, в рамках которой они ознакомились с портовой грузопассажирской инфраструктурой городов Эльблонг, Крыница Морска, гмины Толькмицко и поселения Сухач (в Сухаче объектом внимания стала яхтенная стоянка). По пути следования из Польши в Калининград участники были ознакомлены с планами развития наших населенных пунктов – Краснофлотское и Ушаково. На следующий день группа выехала в Калининградский областной яхт-клуб и яхт-клуб Калининградского государственного технического университета (КГТУ), где состоялась встреча с ректором университета. Ректор КГТУ Владимир Волкогон поделился планами развития яхт-порта для калининградских яхт-сменов. Затем маршрут экскурсии проходил по трем грузовым районам порта «Калининград» (Калининградский, Светловский и Балтийский). Попутно, при возвращении из Светлогорска в Калининград, участникам поездки был продемонстрирован один из возможных новых центров притяжения туризма – Приморское дорожное кольцо. Эта часть маршрута может рассматриваться как комбинированный маршрут из Эльблонга до Балтийска по воде, а дальше по пути следования идут города Балтийск, Янтарный, Отрадное, Светлогорск, Пионерский, Зеленоградск и путь на Куршскую косу в Литву или на Калининград. Тогда в поездке приняли участие сотрудники и эксперты проекта с российской и польской стороны, а также Марек Голковски, Генеральный консул Республики Польша в Калининграде, консул Роберт Хондзыньски и другие заинтересованные лица, в том числе представители Гдыни, Гданьска, Эльбонга, высших учебных заведений Гдыни и Гданьска и офиса маршала Варминьско-Мазурского воеводства. В связи с тем, что на следующий проектный период с 2014 по 2020 год планируется проект по обмену опытом, приобретенным в рамках проекта ВИЛА, на мероприятие также были приглашены представители муниципалитета Неринги (Литва).

– Каковы ваши дальнейшие планы?

– Начата работа по разработке руководства под названием «Пространственное планирование как инструмент координации развития портов и гаваней Калининградского/Вислинского залива». В апреле 2015 года будет проведена заключительная конференция по проекту.
Как полагают участники проекта с российской и польской стороны, исследования в направлении изучения залива должны быть продолжены в рамках реализации проектов в следующем раунде программ приграничного сотрудничества.

IMG_9999

По всем интересующим вопросам обращайтесь к менеджеру проекта Юлии Барановой.
E-mail: iubaranova@kantiana.ru