Железнодорожная логистика: взгляд изнутри

Компания «Ресурсы Севера – ТрансСервис» 19 лет работает на экспедиторском рынке и предлагает услуги транспортно-экспедиционного обслуживания грузов по железным дорогам.

Сергей Скуратовский, директор компании «Ресурсы Севера – ТрансСервис»

– Сергей Станиславович, почему, создавая бизнес, вы остановились именно на железнодорожных перевозках?

– 20 лет назад отмечался большой спрос на эти услуги. Нужно было организовать и контролировать доставку сырья на предприятие «Советский целлюлозно-бумажный завод», которым мы с компаньонами руководили, что и подтолкнуло задуматься об экспедировании собственных грузов. В то время экспедирование в основном сводилось к примитивной процедуре оплаты по территориям Беларуси и Литвы. Нас это не устраивало. Таким образом, наша экспедиционная деятельность изначально требовала включать в себя весь организационный процесс, начиная с договорной деятельности на поставку продукции и заканчивая разгрузкой и приемкой товара на складах.

– Название компании «Ресурсы Севера – ТрансСервис» выбрано не случайно?

– Да, доставка сырьевых грузов была и есть в основном из районов Севера. Это лесные балансы, лес круглый и уголь из Воркуты и Сибири. Эти грузы и сейчас основные, за исключением балансов. География перевозок за годы работы, конечно, расширилась. Если брать дальнее зарубежье, то были мультимодальные перевозки: грузы контейнерами из Америки, скоропортящийся груз из Марокко и Бразилии, оборудование из Индии. Пищевую жесть из стран Западной Европы перевозили не только морским путем, но и железнодорожными вагонами, много жести для наших консервных комбинатов поставлялось из Казахстана. Но некоторые перевозки перешли на чисто морской и на автомобильный транспорт, железной дорогой везти стало затратно.

– В настоящее время грузоперевозки в калининградском направлении переживают период небывалого за всю постсоветскую историю подъема. Что этому способствовало?

– Действительно, грузооборот значительно вырос. Это благодаря создающимся на пограничных станциях мощным транспортно-логистическим центрам, где осуществляется и будет в дальнейшем развиваться перегруз с отечественной колеи на европейскую угля, тяжеловесных грузов и контейнеров. Эти центры ориентированы в основном на обслуживание транзитных грузопотоков в Европу. Они характеризуются массовостью, применением маршрутных скоростей доставки и обработки грузов, поэтому логистика в комплексе интересна по цене. Но для наших клиентов, ориентированных на внутреннее потребление, например, поставка сырья и материалов – это другая история. В этой связи тоже пока не все вопросы конкурентного плана по доставке экспортных товаров местного производства ж/д транспортом решены. Отрадно, что Калининградская железная дорога и дирекция по управлению терминально-складским комплексом много делают для железнодорожной привлекательности в этом направлении. Мы тоже не остаемся в стороне, так как наши клиенты – это калининградские предприятия, в том числе и крупные экспортеры, например ООО «Лесобалт», продукция которого известна сегодня всему миру (и есть предложение часть грузопотока готовой продукции этого предприятия перевести на более экологичный железнодорожный транспорт).

– Что является сдерживающим фактором в развитии железнодорожных перевозок?

– На мой взгляд – тарифы. Эта проблема существовала всегда во всех отраслях и считалась тормозом в развитии промышленности. Однако благодаря именно возникновению тарифных проблем, как ни парадоксально, успешно решались и самые глобальные задачи в экономике России. Есть факты из истории развития железных дорог страны, которые это доказывают. Так, несмотря на то что впервые в мире паровоз был изобретен в России, отечественные железные дороги в 1820–1830 годах отставали в своем развитии от Америки и Европы примерно на 20 лет. И только благодаря правильно проведенным реформам развитие железных дорог и сама предпринимательская деятельность пошли в гору. Основным в реформе было применение разумной тарифной политики с расчетом на удешевление в связи с расстоянием и честная конкуренция. Справедливые тарифы, льготы всем участникам движения, равнодоступность железнодорожных перевозок, государственные послабления и усиленный госконтроль за частниками (собственниками подвижного состава и инфраструктуры) «сверху» – все это дало толчок развитию предпринимательства. Был резкий подъем промышленности, и он даже вошел в историю под названием «железнодорожная лихорадка и золотое десятилетие предпринимательства». В то время знаменитая Транссибирская магистраль не только выжила в своей строительной фазе, но и через 10 лет от начала стройки уже показала рентабельность. Все это благодаря, еще раз повторюсь, разумной тарифной политике и механизмам государственной поддержки. К чему я это говорю? Тарифная проблема для калининградских предпринимателей и в наше время стоит остро из-за дополнительной финансовой нагрузки по транзитным территориям Белоруссии и Литвы. Нарушаются интересы предприятий области в плане конкуренции с остальными – ведущими свою деятельность на основной территории РФ. Особенно это касается моих клиентов, которые перевозят лес и уголь и не имеют альтернативы. Конечно, что-то делается в плане унификации тарифов с применением понижающих коэффициентов, гармонизации транзитных тарифов в рамках двухсторонних и трехсторонних международных соглашений по увеличению грузопотоков в калининградском направлении. Но, видимо, этого недостаточно.

– Наверняка имеются какие-либо действенные меры поддержки железнодорожных грузоперевозок со стороны государства?

– Самой действенной мерой, на мой взгляд, было применение механизма частичной финансовой компенсации на прохождение транзитных территорий согласно поручению президента. В этой связи я провожу аналогию с реформами Александровских времен. Те предприятия, которые остро нуждались в этой мере поддержки, сразу проявили себя – показали прозрачность экономики, социальную направленность, финансовую дисциплину. Результат не заставил себя ждать: увеличился грузооборот. Эксперимент, по-моему, удался – правда, продолжался недолго и закончился по причине нечеткого финансирования. Поэтому вопрос улучшения ценовой доступности железнодорожных перевозок для малого и среднего предпринимательства по-прежнему актуален. В любом случае «частичная компенсация затрат» на перевозки по транзитным территориям – это удачный эксперимент правительства нашей области, и его стоит, на мой взгляд, продолжить. Мы не остаемся в стороне от проблем грузовладельцев. По их поручению производим экспертные расчеты, помогаем делать экономические анализы, добиваемся предоставления скидок на тарифы и многое другое.

– Сергей Станиславович, как обстоят дела с подвижным составом, приходится ли сталкиваться с дефицитом вагонов?

– Многие операторы подвижного состава не желают ехать в нашу сторону из-за объективно существующих административных барьеров и отсутствия обратной загрузки. Также имеет место общий дефицит вагонов в стране, и поэтому цена предоставления вагонов в адрес калининградских предпринимателей несоразмерно высокая. Мы проработали и предложили альтернативный вариант использования литовских вагонов. Но эту проблему не можем решить уже больше года из-за законодательных барьеров, хотя и находим понимание в правительстве области и областной думе. Надеюсь, что с помощью представителей власти добьемся курсирования арендованных иностранных вагонов и здоровой конкуренции в этом секторе.

– Какие цели и задачи у компании «Ресурсы Севера – ТрансСервис» на ближайшую перспективу?

– Качественно выполнять экспедиционные услуги, в меру сил и возможностей способствовать росту грузооборота своих клиентов. Последние события в стране, я имею в виду Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию и съезд регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей», направленные на развитие в России уникальных прорывных технологий, вселяют надежду, что для предпринимательского сообщества будут созданы более комфортные условия, особенно в области транспортной доступности, и все проблемы, которые я озвучил, в перспективе будут решены.

Алиса Беляева
Фото автора и из архива компании

 

 

 

 

 

 

 

Калининград, ул. Ялтинская, 66
Тел.: +7 (4012) 35-54-12, +7 (4012) 58-21-99
e-mail: rs@tservis39.ru

 

При содействии Центра поддержки предпринимательства Калининградской области – www.mbkaliningrad.ru