Технологический прорыв компании АВТОТОР

В декабре 2019 года одно из крупнейших предприятий Калининградской области – компания АВТОТОР отметила своё 25-летие.

Торжественное мероприятие по этому поводу прошло ожидаемо масштабно и впечатляюще. Его участниками стали 1200 гостей, среди которых были работники многотысячного коллектива предприятия, партнёры, представители государственной власти, местного самоуправления области, бизнес-сообществ, деятели науки, культуры, социальной сферы, образования, спорта, представители многочисленных общественных организаций, которым компания оказывает поддержку. Мероприятие проходило в одном из залов физкультурно-оздоровительного комплекса площадью 42 тысячи квадратных метров, построенного за собственные средства АВТОТОР. Все составляющие торжества показательны сами по себе и соответствуют масштабу влияния калининградского автоконцерна на экономику региона.

Поздравительный адрес коллективу предприятия был направлен Дмитрием Медведевым (в то время председатель Правительства РФ), в котором был отмечен высокий темп роста компании по всем показателям, значительный вклад АВТОТОР в повышение конкурентоспособности российской автомобильной промышленности и особую роль благотворительной и просветительской деятельности компании.

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов в своём поздравлении коллективу АВТОТОР также подчеркнул, что компания занимает важное место в экономике региона. На долю АВТОТОР приходится свыше 50 процентов объёма всей товарной продукции, выпускаемой в области, 70 процентов объёма загрузки портовых мощностей и свыше 50 процентов вагонооборота железной дороги.

Партнёры АВТОТОР поблагодарили коллектив компании за многолетнее успешное сотрудничество. Так, вице-президент BMW AG Гюнтер Нидернхубер отметил, что производимые на калининградском заводе автомобили BMW сегодня составляют около двух третьих общего объёма продаж баварского концерна в России.

– Учитывая комплексные требования российской автомобильной политики, а также крайне конкурентный рынок и постоянно меняющиеся рамочные условия глобальной торговой политики, планы и договорённости по удержанию и стабильному продолжению сотрудничества в будущем не всегда легко реализовывать. Но, несмотря на это, на сегодняшний день я более чем уверен в том, что у нас вместе получится идентифицировать и внедрить необходимые правильные решения, – сказал Гюнтер Нидернхубер.

В 2019 году АВТОТОР подписал специальный инвестиционный контракт с Минпромторгом РФ и правительством области, взяв на себя дополнительные инвестиционные обязательства — вложить в углубление технологий производства за 10 лет не менее 12,5 миллиарда рублей.

250 тысяч автомобилей в год

Путь от идеи создания автомобильного производства в Калининграде до её конкретного воплощения был, мягко говоря, непростым. В 90-е это вообще казалось фантастикой. Но основатель АВТОТОР Владимир Иванович Щербаков и собранная им профессиональная команда первоклассных специалистов и управленцев смогли конвертировать годами накопленный на советских автогигантах опыт в эффективную устойчивую бизнес-модель, которая на сегодняшний день стала ядром промышленного комплекса всего калининградского региона.

Здесь уместно сказать, что в декабре 2019 года Владимир Щербаков был удостоен премии «Экономист года». Награду от Вольного экономического общества России при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ он получил за создание комплекса автомобильных производств в Калининградской области, включающего 30 тысяч рабочих мест, за развитие высокотехнологичного производства, реализацию социальных инфраструктурных проектов в регионе и ведение социально-ответственного бизнеса.

За время деятельности АВТОТОР были созданы производственные мощности для выпуска 250 тысяч автомобилей в год, в проект по созданию полнопрофильного автопроизводства было инвестировано более 600 миллионов евро. Ежегодно АВТОТОР отчисляет в госказну несколько десятков миллиардов рублей, большая часть из которых возвращается в регион в виде дотаций, в первую очередь на социальные расходы. Непосредственно на предприятиях АВТОТОР сейчас трудится около четырёх тысяч человек. Но эту цифру смело можно умножить на 10, потому что автомобильное производство – локомотив, который тянет за собой очень большой состав. Это транспортные перевозки (морские, железнодорожные, автомобильные), логистика, энергетика, производство автокомпонентов – всего более 300 предприятий малого и среднего бизнеса, обеспеченных заказами на поставку различных товаров и услуг благодаря индустрии по производству автомобилей созданной в Калининграде компанией АВТОТОР.

На АВТОТОР, как уже было сказано, приходится более 50 процентов годового объёма товарной продукции всей Калининградской области. А это означает, что любой заметный спад или, наоборот, рост автомобильного производства пропорционально отражается на всех экономических показателях региона.

Как отметил Антон Алиханов на торжественной церемонии, посвящённой выпуску двухмиллионного автомобиля, АВТОТОР, безусловно, для региона – системообразующая компания, которая обеспечивает работой и достойной заработной платой не только тех, кто трудится непосредственно на производстве, но и большое количество людей – на железной дороге, в портовом комплексе и в других смежных отраслях.

С одной стороны, предприятие такого масштаба – гарантия стабильного социально-экономичес­кого развития региона, с другой, очевидные риски такой большой зависимости экономического благополучия региона от производства, которое, в свою очередь, подвержено влиянию множества внешних факторов, начиная от геополитичес­ких, заканчивая конъюнктурой поведения отраслевого регулятора. Важно, что в самой компании эту ситуацию оценивают трезво и осознают всю меру ответственности.

Как подчеркнул председатель Совета директоров АВТОТОР Холдинг Валерий Горбунов, такого автозавода больше нигде в мире нет, чтобы одновременно выпускались три-четыре бренда, от 33 до 40 моделей сразу.

– Именно эта миссия и идеология были заложены изначально, основатель АВТОТОР Владимир Щербаков так запроектировал: структура эта может выживать только в том случае, если имеет массу манёвра – это многомодельность, многобрендовость и наличие как премиум-класса, так и бюджетного автомобиля. Сегодня, по прошествии 25 лет, когда предприятие пережило серьёзные падения и подъёмы, стало очевидно: такие многогранные возможности устойчивости у него только потому, что хорошие «гены» и правильная идея легли в основу, – подытожил Валерий Иосифович.

Новый этап развития АВТОТОР

Новый исторический этап развития компании начался летом 2019 с подписанием специального инвестиционного контракта. Контракт определяет отношения трёх сторон: государства в лице Минпромторга, региона в лице правительства Калининградской области и инвестора. Как рассказал Валерий Горбунов на встрече с представителями СМИ, главное обязательство инвестора – это объём инвестиций, а государства – стабильность существующих условий хозяйствования на период действия контракта. То есть обязанность – не ухудшить условия для инвесторов, гарантия и защита на десять лет от каких-то, возможно, не совсем продуманных новаций. АВТОТОР же в свою очередь обязался на ближайшие 10 лет внедрить углублённую технологию производства (со сваркой и окраской кузовов) практически по всему объёму производства.

Общий объём инвестиций – не менее 12 миллиардов рублей. Руководство предприятия уверено, что это будет значительно большая цифра. Самые крупные затраты – на развитие мощностей по сварке и окраске кузовов. Усложнение технологических процессов в свою очередь означает создание дополнительных высококвалифицированных рабочих мест.

Уже в прошлом году АВТОТОР поставил две новые линии сварки – на каждую модель, производимую по полному циклу, своя отдельная линия, оборудованная в соответствии с параметрами геометрии конкретного кузова.

– В следующем году также должны поставить на полный цикл две модели, обязательства по которым суммарно наступают в 2024 году. То есть мы уже идём с гарантированным опережением обязательств перед государством, – отметил Валерий Горбунов.

А дальше по плану – строительство нового завода. Ведь размещение дополнительных мощностей сварки и окраски в действующих корпусах уже невозможно.

В настоящее время работы уже начались. Первый корпус завода планируется ввести в эксплуатацию в следующем году: около 50 тысяч квадратных метров под новые конвейеры и логистическое производство.

Технологическую часть проекта завода обеспечила немецкая компания Durr, которая поставляет оборудование для ведущих предприятий автомобильной промышленности по всему миру, в том числе и для BMW. Производственные технологии реализуются с прицелом на будущее, чтобы их можно было оперативно перестроить.

– Такого автозавода больше нигде в мире нет, чтобы одновременно выпускались три-четыре бренда, от 33 до 40 моделей сразу, – подчеркнул председатель Совета директоров АВТОТОР Холдинг Валерий Горбунов. – За 10 лет предприятие должно поставить на производство со сваркой и окраской не менее 10 новых моделей.

 

Программа локализации заметно расширена

На сегодняшний день АВТОТОР – огромная экономическая агломерация, в которой задействовано более 300 малых и средних предприятий региона и десятки тысяч работающих. Это поставщики различных видов товаров и услуг, которые напрямую связаны с деятельностью предприятия и обеспечены заказами на постоянной основе.

Среди них, например, предприятия-поставщики автокомпонентов, которые на протяжении последних нескольких лет организовали производство в Калининградской области. Вот лишь несколько примеров сотрудничества в этой сфере. Компания «Мотрекс КЛД» завершает монтаж линии по производству систем HVAC (отопления, вентиляции и кондиционирования) для автомобилей брендов KIA и Hyundai. До конца февраля будет выпущена пилотная партия продукции и проведены контрольные испытания. Также компания планирует в перспективе наладить производство мультимедийной системы для автомобилей.

Ещё один поставщик АВТОТОР – компания «Енгсан КЛД» в 2019 году осуществила масштабные инвестиции в оборудование для производства бамперов. Кроме того, компания «Енгсан КЛД» обеспечивает локальное производство и поставку электропроводки, сидений для автомобилей KIA Sorento и Cerato, выхлопных систем.

Производством и монтажом различного рода надстроек для коммерческих автомобилей Hyundai занимается калининградская компания «Гефест», которая располагает необходимым оборудованием и персоналом. По итогам 2019 года, общий объём локализованных надстроек, установленных на шасси, составил порядка 400 миллионов рублей.

В течение последних двух лет компании, привлечённые АВТОТОР в программу локализации, вложили в экономику региона более 6,2 миллионов евро. Ожидаемый объём инвестиций в нынешнем году планируется на уровне 1,85 миллиона евро.

В целом, в рамках программы локализации, АВТОТОР в 2019 году закупил автокомпоненты у поставщиков из России и стран Евразийского экономического союза на сумму свыше 2,2 миллиарда рублей.

Технологии с прицелом на будущее

Сейчас АВТОТОР работает над созданием собственного инжинирингового центра. Главная цель этого подразделения – реализация комплекса различных инженерно-исследовательских решений, связанных с разработкой и организацией новых производств. Инжиниринговый центр объединит профессионалов, которые в основном уже трудятся на заводе, вакансии открыты и для специалистов с других предприятий.

Их совместными усилиями будут решаться задачи по углуб­лению технологических переделов при изготовлении автомобилей, организации полнопрофильного производства всего модельного ряда с применением операций сварки и окраски кузовов, расширения локализации и повышения добавленной стоимости продукции.

АВТОТОР вкладывает значительные силы и средства в свой кадровый потенциал. В частности, речь идёт о партнёрстве с инновационным центром «Сколково», который помогает внедрять современные технологии в Калининградской области, а также о соглашении с Балтийским федеральным университетом имени Канта, где будут готовить специалистов для инжинирингового центра. Комментируя это сотрудничество, председатель Совета директоров АВТОТОР Холдинг Валерий Горбунов отметил:

– Мы должны воспитывать людей, которые смогут технологически сопровождать подготовку производства для автомобилей с любыми инновациями; это специалисты, занимающиеся исключительно завтрашним днём.

Жилищная программа и собственный ФОК

Столь масштабные задачи требуют и дополнительных системных мер по привлечению специалистов и развитию собственного кадрового резерва. В соцпакете работников АВТОТОР на сегодняшний день уже более 30 различных льгот и гарантий. Однако руководство компании пошло дальше.

– Коллектив – это главное, железо – ничто, если нет рядом с ним человека. Мы это впитали в те времена, когда государство обеспечивало людей жильём, и воспитание в той среде заставляет искать возможность применить эту забытую социальную норму в сегодняшних условиях. Чтобы коллектив, который работает в бизнес-структуре, видел перспективу с точки зрения жилья – это важный фактор, если ты хочешь привлекать молодых и способных, – отметил председатель Совета директор АВТОТОР, комментируя суть новой социальной программы.

В ноябре 2019 года была утверждена концепция жилищной политики АВТОТОР. Сейчас разрабатывается порядок её осуществления. Решено не менее 30 процентов объёма средств, направляемых на социально ориентированные мероприятия, вкладывать в жилищное строительство. А построенные квартиры распределять по трём направлениям: первое – предоставление в коммерческий наём с правом выкупа по мере выплат. Второе – предоставление в собственность по сниженным по отношению к рыночным ценам. Кроме того, предусматриваются рассрочка, определённые льготы в случае, например, работающих на заводе династий и так далее. Третье – предоставление жилья особо ценным специалистам за счёт предприятия в качестве служебного, с условиями отработки определённого стажа, выполнения контрактных обязательств. На заводе создаётся специальная жилищная комиссия для реализации этой политики, она должна будет определять нуждающихся, помогать людям в сборе документов.

Сейчас оформляется контракт на покупку земельного участка в микрорайоне Космодемьянского, на котором планируется построить 42 тысячи квадратных метров разноэтажного жилья и инфраструктурные объекты – детские учреждения, парковки, торговые сети, предприятия общественного питания. Первые ключи новосёлы получат через три года.

Помимо комфортного жилья АВТОТОР позаботился и о спортивной инфраструктуре. Уже в этом году откроется уникальный физкультурно-оздоровительный комплекс «АВТОТОР Арена» – самый большой в области, да и в России таких – единицы. На 42 тысячах квадратных метров разместился бассейн олимпийского класса, универсальный зал, фитнес-центр и крытое футбольное поле, сертифицированное FIFA.

Проект реализован исключительно за собственные средства компании – инвестировано более 2 миллиардов рублей. Именно так выглядят реальные инвестиции в человеческий капитал, считает руководство компании.

На долю АВТОТОР приходится свыше 50 процентов объёма всей товарной продукции, выпус­каемой в области, 70 процентов объёма загрузки портовых мощностей и свыше 50 процентов вагонооборота железной дороги. В настоящее время АВТОТОР выпускает легковые и коммерческие модели таких брендов, как BMW, KIA, Hyundai, Ford.

Ангелина Колмакова
фото из архива компании