Интернет-магазины: правила безопасности

Управление Роспотребнадзора по Калининградской области напоминает о законах, регулирующих онлайн торговлю.

За прошлый  год в Управлениепоступило 33 обращения от потребителей с жалобами на продавцов, реализующих товары посредством Интернет-магазинов. Людей не устраивало, в частности, качество приобретаемых товаров, затянувшиеся сроки доставки, а также невозможность решения вопроса по обмену товаров ненадлежащего качества.

В связи с растущей популярностью онлайн-покупок у потребителей  возникает много вопросов, касающихся законного урегулирования этого вида торговли.

Приобретение товаров в Интренет-магазине регулируется ст. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом.

Для совершения покупки через Интернет желательно составить договор. Как правило, продавец имеет стандартный шаблон договора, по которому работает с покупателями. Вместе с тем,  никто не запрещает использовать свой шаблон договора. Это не обязательное требование, но в тоже время может явиться дополнительной гарантией.

Перед совершением покупки потребитель должен получить исчерпывающую информацию о товаре (ст. 26.1 закона о защите прав потребителей): буклеты, фото, видео, другие источники.

Помимо этого покупатель должен быть осведомлен о фактическом адресе продавца, цене товара, оплате и сроке, в течение которого действует предложение о покупке.

В момент получения товара продавцом должна быть предоставлена в письменном виде информация о характеристиках товара, сроках его возврата, а также гарантийный талон (п. 3. ст. 26.1 закона о защите прав потребителей).

Пунктом  4 ст. 26.1 предусмотрено право покупателя на  отказ от совершения покупки до передачи товара. Если же товар уже получен, потребитель может отказаться от него на протяжении семи дней. Если в момент получения товара в упаковке не было информации в письменном виде о порядке и сроках возврата, покупатель может вернуть товар в течение 90 дней с даты его получения. Если товар не соответствует индивидуально-потребительским свойствам покупателя, он может отказаться от него. В данном случае продавец в течение десяти дней с момента требования обязан вернуть оплату. При этом возврату подлежит стоимость товара, за исключением затрат на доставку.

Многие продавцы  указывают, что товар не принимается к возврату в случае, если нарушена упаковка. Но такое требование не может считаться правомерным, ведь без нарушения упаковки невозможно проверить исправность товара.

Алгоритм действий в случае покупки товара ненадлежащего качества

Если товар оказался неисправным, его необходимо вернуть до окончания гарантийного срока. В случае, если вес товара больше пяти килограммов, интернет-магазин должен оказать доставку товара в сервисный центр.

Сервисный центр должен выдать заключение о том, что товар неисправен или не может быть отремонтирован. Согласно п. 1 ст. 20 закона о защите прав потребителей, срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней.

Продавец должен вернуть деньги  в течение десяти дней с момента обращения потребителя с письменной претензией. При этом есть три варианта возврата:

— наличными;

— перевод через почту;

— на карту или счет.

Расходы по перечислению суммы несет продавец.

Если продавец в течение десяти дней  не вернул деньги или устно отказался это делать, нужно составлять претензию на имя продавца с последующим обращением в суд.

При реализации права потребителей обратиться в судебные органы, Управление Роспотребнадзорапо заявлению потребителей готово, в соответствии со ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» направить в суд заключение по делу в целях защиты потребительских прав. Для этого необходимо обратиться с письменным обращением в Управление либо ходатайствовать в суде о привлечении  Управления  к судебному процессу.

Татьяна Рязапова

Калининград, ул. Фрунзе, 50

Тел.: (4012) 53-84-36