Калининградская область: значимые события года

Бесспорно, главное событие уходящего года – это то, что Калининград стал одним из одиннадцати российских городов – организаторов чемпионата мира по футболу. Новый стадион «Калининград», рассчитанный на 35 тысяч болельщиков, принял 4 матча группового этапа турнира. По некоторым данным, всего за период проведения футбольных баталий в Калининградскую область приехало почти 260 тысяч болельщиков, из них свыше 100 тысяч – иностранные граждане. Более 380 тысяч человек посетили Фестиваль болельщиков FIFA, площадка под который была размещена на Центральной площади Калининграда возле Дома Советов. Фанатов ждали не только трансляции матчей, но и обширная развлекательная программа. Калининградцы показали высокий уровень гостеприимства и толерантности. Более 1,2 тысячи волонтеров помогали на главной арене футбольного первенства, в билетном центре, международном аэропорту Храброво, местах размещения команд и официальных гостей.

Специально к мундиалю был построен не только современно оснащенный и красивый стадион на острове Октябрьский, но и другие объекты спортивной, транспортной, энергетической инфраструктуры, реконструированы медицинские учреждения.

Несмотря на большую ответственность – выступать в качестве принимающей стороны, – Калининград справился с непростой задачей. Город на период проведения чемпионата мира по футболу стал оживленной праздничной площадкой для тех, кто является постоянным поклонником футбола или впервые влюбился в этот вид спорта. И еще один важный итог ЧМ-2018: турнир способствовал социально-экономическому развитию самого западного региона страны, его привлекательности в глазах российских и иностранных гостей, увеличению туристического потока.

В разных регионах страны при подготовке к ЧМ было построено 269 новых спортивных объектов – стадионов и тренировочных площадок, которые теперь будут распределены между юниорами и спортсменами с известными именами.

Еще одно событие было приурочено к ЧМ-2018: из Калининграда на морское побережье в курортные города Зеленоградск и Светлогорск отправились скоростные электропоезда «Ласточка». На маршрутах работали четыре состава, доставляя калининградцев и многочисленных гостей спортивного праздника к удивительно теплому этим летом Балтийскому морю. «Ласточку» пассажиры оценили за удобные мягкие кресла, оснащение системой климат-контроля, наличие биотуалетов, мест для перевозки велосипедов и негабаритного багажа, а также за бесплатный Wi-Fi.
«Ласточка» (Desiro RUS) – скоростной поезд, разработанный компанией «Сименс», предназначенный для пригородных и междугородних перевозок. Электропоезд адаптирован к российским климатическим условиям и может развивать скорость до 160 километров в час. В настоящее время в России эксплуатируются 54 состава данной серии, собранные в Германии. С 2013 года поезда производятся на совместном предприятии «Уральские локомотивы» под Екатеринбургом. В 2011 году подписан контракт на производство 1200 вагонов и техническое обслуживание 54 поездов сроком на 40 лет.

За период с 1 июня по 10 октября 2018 года скоростные электропоезда «Ласточка» перевезли в курортные города более полутора миллионов пассажиров.

В поселке Ушаково Гурьевского округа введен в эксплуатацию первый в стране цифровой ветропарк.

Мощность ветрогенераторов составляет более 5 мегаватт, что позволит улучшить энергоснабжение потребителей Мамоновского, Багратионовского, Гурьевского городских округов и части Калининграда.

Наблюдение и управление за работой ветропарка происходит удаленно – из главного центра управления сетями «Янтарьэнерго».

Ветропарк состоит из трех ветроустановок башенного типа с лопастями вертикального вращения модели Enercon E70.

Такие ветряки в стране устанавливаются впервые. Ветрооборудование – самое современное в России. Оно экологически безопасное и абсолютно бесшумное.

Установленная мощность каждого ветряка – 2,3 мегаватта (на момент запуска ограничена значением 1,7 мегаватта).

Общая масса трех ветрогенераторов составляет 795 тонн, а общая высота – около ста метров. Ветропарк работает круглый год, даже при самом слабом ветре.

Минимальная скорость ветра, при которой начинается выработка энергии, составляет 2,3 метра в секунду, максимальная – не выше 28 метров в секунду.

На БДК «Иван Грен», построенном на Прибалтийском судостро­ительном заводе «Янтарь», в июне этого года был поднят флаг. Событие знаменательно еще и тем, что десантный корабль стал первым спроектированным и спущенным на воду в новейшей истории России.

Большой десантный корабль «Иван Грен» разработан в ПАО «Невское проектно-конструкторское бюро». Корабль был заложен по заказу Министерства обороны РФ на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в декабре 2004 года, однако на воду он был спущен лишь в мае 2012 года. За основу был взят проект корпуса БДК проекта 1171, он хорошо зарекомендовал себя за десятилетия службы в советском, а затем в российском флоте. Большая часть конструкции претерпела серьезные изменения, которые коснулись надстройки и внутренних помещений. В проекте были использованы самые современные технические решения и материалы.

После завершения государственных испытаний в июне 2018 года большой десантный корабль «Иван Грен» из Калининграда отправился служить на Северный флот.

Компания «Янтарьэнерго» (дочерняя организация ПАО «Россети») установила на Калининградском морском канале гигантские опоры линии электропередачи, стилизованные под якоря и символизирующие морские ворота в Россию. Высота опор – 112 метров – рассчитана на беспрепятственный проход парусников «Седов» и «Крузенштерн», мачты которых составляют 58 и 55 метров соответственно. Впечатляет и масса сооружения – 1000 тонн. Смонтированные ЛЭПы способны выдержать максимальный напор ветра до 36 метров в секунду, а также устоять в жару и холод до 35 градусов. Срок службы – 50 лет. Сигнальное освещение по всей высоте делает объект заметным и в темное время суток. ЛЭПы-якоря являются частью линии электропередачи для технологического присоединения Прегольской ТЭС (440 МВт). 75-метровая линия соединяет строящуюся станцию с существующей подстанцией 330 киловольт «Северная». Уникальная конструкция будет также работать и на туристическую привлекательность региона, станет еще одним его символом.

Компания «Янтарьэнерго» подала две заявки на регистрацию рекорда: как самые высокие стилизованные опоры ЛЭП – в Книгу рекордов России и как самые высокие стилизованные опоры ЛЭП в виде якорей – в международное агентство «Интеррекорд».

Кстати, первый стилизованный объект – волк Забивака – был реализован калининградскими энергетиками к чемпионату мира по футболу. Оригинальная опора стала частью воздушных линий, обеспечивающих энергоснабжение аэропорта Храброво и Зеленоградского городского округа.

Торжественная церемония открытия обновленного аэровокзального комплекса международного аэропорта Храброво состоялась в апреле уходящего года. Старое и новое здания терминала объединил стеклянный фасад, создав законченную архитектурную композицию. Два входа рационально разделили потоки прилетающих и улетающих пассажиров. В просторном холле терминала установлены электронные табло, по громкой связи объявляют о посадке на рейсы. Работают кафе, магазины, сувенирные лавки.

Новая взлетно-посадочная полоса протяженностью 3350 метров принимает практически все типы воздушных судов, она достаточно оснащена приборами радиотехнического обеспечения, современным светосигнальным оборудованием. В настоящее время калининградский аэропорт Храброво принимает и отправляет самолеты в разные города России и за рубеж. Аэропорт рассчитан на пассажиропоток 3 миллиона человек в год. Завершение многолетней реконструкции аэровокзального комплекса и взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Храброво было приурочено к открытию чемпионата мира по футболу и принятию гостей-болельщиков.

В начале лета в новом сквере в центре Калининграда был открыт светомузыкальный фонтан, функционирующий в «поющем» режиме: струи воды и подсветка работают в такт музыкальному сопровождению. 330 водных струй могут взмывать на высоту до 16 метров, световой эффект обеспечивает 341 разноцветный светильник. Сооружение построено с применением самых современных технологий: в выключенном состоянии фонтан, который не имеет традиционной чаши, является полноценным продолжением сквера, пешеходной зоной. Все важные коммуникации фонтана закрыты специальной решеткой, защищающей от вандалов, а установленные фильтры ограждают от замусоривания бытовыми отходами и листвой.

Сам сквер (образца времен СССР) реконструирован до неузнаваемости. Было высажено около полусотни зрелых сосен, искусственные холмы оградили зону отдыха от шума со стороны дороги. Впервые в Калининграде была применена технология заливки цветного бетона. Обновленный сквер с «поющим» фонтаном стал самым излюбленным местом отдыха взрослых и детей.

Накануне чемпионата мира по футболу в Калининграде было открыто движение по Восточной эстакаде, соединившей Московский проспект с островом Октябрьский, улично-дорожной сетью, парковками и главной футбольной ареной – стадионом «Калининград».

Восточная эстакада – крупный инфраструктурный объект с многоуровневой транспортной развязкой и более чем 400-метровым мостовым сооружением через реку Преголю. Это современная скоростная четырехполосная автотрасса 1-й технической категории, ее протяженность –около трех километров. Ежедневная пропускная способность трассы – от 3 до 5 тысяч автомобилей. Новая эстакада помогла решению задач транспортной логистики во время проведения ЧМ. На стадии разработки проектов учитывались особые требования представителей FIFA в плане организации и безопасности пешеходного движения, установления дорожных знаков, определяющих направление движения автотранспорта (с дублированием на английском языке) и тому подобные. Но главное, что введение в эксплуатацию Восточной эстакады, генеральным подрядчиком на строительстве которой выступало АО «ВАД», позволило существенно разгрузить транспортные потоки в восточной части областного центра.

Фото из архива компаний и редакции