Юрий Москвитин. Создать комфортную среду проживания

hu,Москвитин2

Беседа с начальником Управления архитектуры и градостроительства Гурьевского муниципального района, заслуженным архитектором Российской Федерации Юрием Москвитиным началась с изучения разложенной на столе карты.

Нас, жителей муниципалитета, интересовало все: где пройдут дороги, когда будут построены школы и детские сады… Пояснения Юрия Александровича, сопровождаемые наглядной демонстрацией графического отображения генерального плана развития района, позволили получить исчерпывающие ответы на все вопросы:
– Генеральный план – это азбука строительства, изучить которую полезно каждому. Действующий нормативный акт рассчитан на два десятилетия и учитывает перспективу прокладки автомобильных дорог, линий электропередачи, инженерных сетей и инфраструктуры, объектов муниципального и федерального значения. В то же время это живой документ, а не косная догма – ведь за такой срок неизбежны изменения, которые невозможно было предусмотреть, поэтому если возникает обоснованная необходимость корректировки, то законом такая возможность предоставляется. Опираясь на этот материал, каждый застройщик, работник администрации, да и просто житель муниципалитета, может получить исчерпывающую информацию о перспективе развития округа и о том, что и где можно строить, а если нельзя – то почему. К примеру, есть перспективная с точки зрения инвестора незастроенная территория – вблизи от города, рядом лес, река…
Так и просится жилой микрорайон или коттеджный поселок. Однако на практике этот участок может подпадать в охранную зону линий электропередачи, водоемов, промзон, спецобъектов. Генеральный план Гурьевского района и ряда сельских поселений округа имеется в свободном доступе в интернете, а если все же возникают вопросы, граждане вправе обратиться в администрацию, где сотрудники в доступной форме объяснят особенности интересующей территории.

– Как тогда получилось, что при строительстве Северного обхода Калининграда ряд жилых домов и коммерческих сооружений оказались в зоне сноса?

– По этой автомагистрали охранные зоны и территории, подпадающие под строительство дороги, также в свое время были определены генпланом. Хочу отметить, что территории округа пострадали не столь значительно, в основном в зоне сноса оказались дачные поселки Калининграда. Я прекрасно понимаю, что, несмотря на выплачиваемые владельцам земельных участков компенсации, необходимость обустраиваться на новом месте – огромный стресс для их семей. С точки зрения бюджета тоже непросто в нынешних экономических условиях изыскать достаточные суммы. Но эта жертва необходима для развития территории в масштабах области. Сейчас порой путь от одной дорожной развязки до другой – это часы изматывающего стояния в пробках. Нужно стремиться к созданию полного транспортного кольца, чтобы уйти от сегодняшнего «броуновского движения» туда и обратно. В реконструкции нуждаются улицы на выезде из Калининграда в сторону Гурьевска. Без масштабного развития дорожной сети невозможно решать задачи индустриального развития, логистики и пассажирских перевозок, минимизировать воздействие на экологию. Это одна из важных составляющих подготовки к чемпионату мира – 2018. Уникальное местоположение Калининградской области дает нам шанс экстраполировать все лучшее из зарубежного опыта, что в полной мере учитывается губернатором, региональным правительством, руководителями муниципалитетов.

– По строительству жилья Гурьевск – в лидерах, и большинство новостроек привлекают вполне приемлемой ценой. Участвуют ли застройщики в федеральной программе по обеспечению доступным жильем?

– В настоящее время Гурьевский район по количеству строящегося жилья уступает только Калининграду, а если считать с поправкой на число жителей, то даже опережает областной центр. По федеральной программе доступного жилья у нас имеется трое застройщиков-заявителей. Есть территория, отвечающая всем требованиям программы. Но не секрет, что сейчас компании ощутили спад реализации жилья, что усугубляется сложностями с кредитным финансированием и ужесточением законов, касающихся долевого строительства. Бюджетные компенсации же по этой программе выплачиваются только после сдачи объектов. Получается, что строительная компания должна заморозить собственные средства на длительный период и при этом обеспечить стоимость квадратного метра не более 33 тысяч рублей, и это вместе с затратами на коммуникации, дороги, проценты по кредитам… Поэтому пока в нашем округе работа по этой программе приостановлена до решения ряда вопросов на федеральном уровне.

– Долгое время не утихают споры о преимуществах и недостатках так называемой уплотнительной застройки. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

– Я не сторонник точечной застройки. Эта практика зачастую заключается в том, что выискивается какой-то кусочек земли, который в большинстве случаев уже используется жителями как общественная зона, и туда силой втискиваются жилые, административные, торговые здания с нецелесообразным уровнем этажности, с достаточно спорными представлениями о целостности архитектурного облика, не всегда учитывается состояние сетей и коммуникаций. На мой взгляд, в области пока так и не сложилась достойная архитектурная школа. Все нахватались терминологии – «ампир», «ганзейский квартал», «эклектика», пытаются без разбору копировать какие-то зарубежные решения. А потом начинается уговаривание общественности, что застройщиком якобы будет сделано и то и другое… Не то что парковки – чуть ли не вертолетные площадки на крыше обещают, а каков результат таких заверений – известно всем.
Оставляя контрольные функции за администрацией, в то же время мы не ставим преград для архитекторов, которые обладают хорошим вкусом, высоким профессиональным уровнем, пониманием архитектуры. Объявляем конкурсы, тщательно оцениваем, и в результате есть примеры действительно достойных, органично вписавшихся в среду объектов.

– Каким критериям должен соответствовать проект, чтобы получить одобрение?

– Насколько возможно, администрация округа поддерживает проекты комплексной застройки, где учитывается потребность в детских и спортивных площадках, планируется достаточное количество парковочных мест, доступность социальных объектов. В этом вопросе сотрудничество руководства района с застройщиками действительно идет на пользу всем жителям. К примеру, рядом с жилым комплексом «Новая резиденция» будет построена школа на 1,5 тысячи учащихся, строятся и восстанавливаются детские сады, ко Дню города планируется сдача в эксплуатацию двухэтажного многофункционального культурного центра. Разрабатывается проектная документация современного спортивно-оздоровительного центра.
Мне как специалисту импонирует развивающаяся тенденция малоэтажной застройки. Мировой опыт доказал, что многоэтажное жилищное строительство неблагоприятно для человека. Ни по технической эксплуатации, ни по комфортности, ни по каким-либо другим показателям обитание в небоскребах не является положительным. Более того, проживание выше 4-го этажа негативно сказывается на здоровье, но поборники высотной точечной застройки вряд ли об этом расскажут потенциальным покупателям.

– Не могу не задать вопрос о строительстве онкоцентра в поселке Родники. На какой стадии сейчас работа над проектом?

– Объект сейчас проходит госэкспертизу, разрешение на строительство рассчитываем получить уже в этом году, после чего без промедления приступим к строительству. Медицинский кластер, начавшийся с нашего знаменитого кардиоцентра, и далее будет динамично развиваться на благо всего региона.

– Как бы вы сформулировали цель своей работы?

– Город – это не только здания. Это ухоженные парки, уникальные памятники, малые скульптурные формы и декоративные элементы оформления, доступные каждому объекты общественного и культурного назначения. Без всего этого жизнь человека не будет комфортной. Как архитектор и как начальник муниципального управления архитектуры и градостроительства я вижу свою задачу в том, чтобы по возможности создавать для людей здоровую и красивую среду проживания.

hu

Марина Волик
Фото из архива компании и с сайта www.kld-aero.ru