Светлый: общий курс на созидание

Расположенный на северном побережье Калининградского судоходного канала Светлый – самый молодой и промышленно развитый муниципалитет Калининградской области.

str_55_vid_sverhu

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ОКРУГА:
Территория: 8023 га
Население: 28,75 тысячи человек
Городское население: 21,85 тысячи человек (76 %)
Сельское население: 6,9 тысячи человек (24 %)

На социально-экономической карте региона Светловский городской округ – пример стабильности. В том, что город меняется в лучшую сторону, нет никакого сомнения: появляются новые скверы и стадионы, ремонтируются дороги и дворы, строятся жилые кварталы и детские сады. О приоритетах развития Светлого мы попросили рассказать главу администрации муниципального образования Александра Блинова.

blinov1

– Александр Леонидович, чем объясняется постоянный устойчивый рост социально-экономических показателей города?

– Промышленность – это та сфера, на которой базируется развитие Светлого. Именно она создает первоначальный спрос на товары и услуги. Задача бизнеса – использовать этот спрос, развивая торговлю, бытовое обслуживание, транспортные услуги, услуги ЖКХ, перерабатывающую, мебельную, строительную и другие отрасли. Только имея работающую промышленность, можно говорить о развитии культуры, спорта, образования. На территории муниципалитета много предприятий, одни из них работают уже очень давно, другие – появились сравнительно недавно. Все они на хорошем счету у администрации, так как являются добросовестными налогоплательщиками, наиболее крупные из них выполняют градообразующие функции. Светлый представлен предприятиями целого ряда отраслей машиностроения, электроэнергетики, деревообрабатывающей, мебельной, пищевой и легкой промышленности, стройиндустрии, транспортного комплекса, сельского хозяйства. Не говоря уже о предприятиях сферы торговли, общественного питания и услуг и так далее.
Основные предприятия обрабатывающего сектора экономики – это: ГК «Содружество» (глубокая переработка маслосодержащих культур), «150 — АРЗ» (ремонт авиационной техники); завод «Судоремонт-Запад», ЗАО «Межколхозная производственная база» (ремонт судового и рыбоперерабатывающего оборудования). Основными рыбоперерабатывающими производствами являются: рыболовецкий колхоз «За Родину» (старейший в регионе), ООО «Балтикфиштрейд», «Посейдон-2000». В связи с системным развитием сельского хозяйства, рыбной отрасли такие предприятия переживают свой расцвет. Не простаивает и судоремонт. Мы видим, что наши флагманские парусники, такие как «Крузенштерн», «Мир», «Седов», плановый ежегодный ремонт проходят в наших доках. Несмотря на то что раньше они ремонтировались в Польше, а сейчас у них есть возможность проходить обслуживание на любых верфях России, в том числе и в Санкт-Петербурге, они возвращаются в Светлый, что не может не радовать. Потому растем, модернизируемся, внедряем новые технологии. К этому добавлю, что в муниципалитете достаточно сильная и стабильная команда. Обеспечивается оптимальное взаимодействие с региональным правительством, областной думой. А это значит, что курс на развитие и созидание в нашем округе постоянно поддерживается.

Александр Блинов: «Светлый – самый молодой город в области, сразу после Великой Отечественной войны люди приезжали сюда практически в чистое поле и своими руками строили заводы, восстанавливали предприятия и уже через месяц начинали выпускать продукцию. Светловчане ремонтировали суда и уходили в море на промысел. Люди, которые создавали производство, промышленность, рыболовство, и по сей день остались очень активными и неравнодушными. У них есть большой жизненный опыт, они всегда говорят по сути дела и могут предложить власти много того, что она охотно берет на вооружение. Администрация города не забывает ветеранов становления области, которым недавно мы вручили юбилейные медали к 70-летию Калининградской области. Я многому учусь у них. Они вызывают уважение, а их трудовые свершения заслуживают большой благодарности».

– Передо мной отчет о деятельности администрации за 2015 год: на фоне замедления темпов роста основных показателей в экономике страны Светлый показал стабильный результат.

– Сейчас такая ситуация в мире, что стоит остановиться – и ты уже проиграл. Поэтому мы стремимся улучшать свои показатели несмотря ни на что. Мы добиваемся соблюдения этого принципа и от предприятий на территории Светлого. Производство должно прирастать мощностями, развивать технологии, увеличивать число рабочих мест. Хороший пример – предприятие «Регио-Экспресс», появилось оно сравнительно недавно, динамично развивается и на сегодняшний день является одним из лучших автотранспортных предприятий области.

– Много внимания сейчас уделяется импортозамещению. Какой вклад в это вносит Светлый?

– Здесь мы в тренде. К примеру, по рыбному сырью: еще недавно его закупали на Западе, а теперь сами вылавливаем. Наши крупные рыбоперерабатывающие предприятия обеспечивают жителей области разнообразной и качественной продукцией. Если вы помните, с 4 июня 2015 года был введен запрет на ввоз в РФ латвийских и эстонских шпрот, но на жителях региона это никак не сказалось. В том числе благодаря нашему производству. Рыбокомбинат «За Родину» сейчас производит большую часть всех шпрот в области. Новые заказы на судоремонт также обеспечивают импортозамещение, ведь они могли уйти на иностранные судоверфи.

– Много предприятий с инвестиционной привлекательностью – это и большая нагрузка на экологию.

– Мы делаем все, чтобы нашим горожанам жилось комфортно. В этом году по федеральной целевой программе построен канализационный коллектор в Комсомольском районе. Достраиваем современные очистные сооружения. Введение в строй этих объектов улучшит экологическую ситуацию в Светлом и в Балтийском море. Благодаря нашим предприятиям-налогоплательщикам значительные бюджетные ресурсы вкладываются в развитие и благоустройство территории. Так, к 60-летнему юбилею города Светлого был реконструирован бульвар Нахимова, который стал любимым местом отдыха светловчан. У нас появляются новые улицы, зеленые зоны, стадионы. Например, буквально на днях мы ввели в эксплуатацию новый универсальный стадион на улице Харьковской – так мы отметили 45-летие Светловской детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва. В его комплекс входят беговые дорожки, футбольное поле, стритбольная и волейбольная площадки, место для прыжков в длину, гимнастический уголок, две мини-трибуны. Построен данный объект в рамках программы «Газпром – детям».

В городской черте современного Светлого ранее располагались три населенных пункта: Циммербуде, Неплекен и Пайзе. Впервые населенный пункт Пайзе (ныне микрорайон Комсомольский) упоминается в Фишхаузенской хронике, датируемой 1305 годом. В 1366 году епископ Бартоломеус предоставил право начать отсюда заселение новых территорий на Земландском полуострове. В те годы в Пайзе существовал замок, принадлежавший Земландскому епископу и разрушенный еще в орденские времена. Северо-восточнее Пайзе располагалась рыбацкая деревушка Циммербуде. В 1894 году началось строительство канала Кенигсберг – Пиллау, завершившееся в 1901 году. Канал был построен вдоль южной окраины Циммербуде. При возведении канала в поселках были подняты мосты, обустроены гавани, оборудованы сигнальные станции. Затем  – построена электростанция, открылась железная дорога с вокзалом. 1 апреля 1901 года произошло объединение Циммербуде, Пайзе и Неплекена в единую церковную общину с населением 1500 человек.

– На каком этапе реализация планов по развитию водного туризма в Светлом?

str_52_srz_greblya

– Один из якорных проектов – это благоустройство городской набережной и прилегающей к ней территории. Проект, в котором участвуют бюджеты всех уровней, в том числе деньги Евросоюза. Этим летом на День физкультурника на стадионе «Судоремонтник» (в районе набережной) состоялось торжественное открытие спортивных объектов. По инициативе администрации округа и ООО «Лукойл-КМН» были изысканы средства на строительство скейт-комплекса и реконструкцию универсальной многофункциональной спортивной площадки для всех жителей. Прорабатываются перспективы развития водного туризма с польским партнером – городом Мальборком. Планируется привести в порядок подъезды и подходы к набережной, построить большую яхтенную марину, прогулочные площадки и водные стоянки – все в рамках международного проекта Е70. В странах ЕС инфраструктура Е70 полностью развита, водная дорога давно используется для транспортирования грузов, пассажиров и в целях туризма. Поэтому и у нас, в Калининградской области, водный путь нужно довести до ума, что даст возможность туристам полностью использовать дорогу от Роттердама до Клайпеды.

naberezhnaya

– Не совсем понятно, каким образом может быть реализован туристический потенциал в промышленном городе.

– Промышленные объекты становятся интересными для туристов. Современное производство – это очень любопытно. Но нам нужны серьезные игроки извне. Также есть интересная система водных объектов: причал, каналы и так далее. Привлеченные средства планируем направлять на улучшение качества жизни светловчан, на благоустройство округа.

– Что вы вкладываете в понятие «благоустройство», каковы первостепенные задачи?

– Приоритетно для нас решение таких вопросов, как: газификация, приведение жилых дворов в надлежащее состояние, оснащение их детскими площадками, а также ремонт дорог.

str_51_vid_na_gorod

– Каждый пункт достоин отдельного разговора. Как решается проблема газификации района?

– В последние четыре года это было одной из главных задач в муниципалитете. Окончательно газифицировать Светлый и близлежащие поселки мы планируем в 2017 году. На днях в Комсомольском районе мы газифицировали 180 квартир. Голубое топливо получили жители 12 подъездов – на улице Луговой, 2 и на улице Пионерской, 2. Таким образом, общедомовые трубы перевели на новую газовую сеть – вместо резервуарной во дворе. По планам в ноябре завершится газификация северной части города (хутора). В начале отопительного сезона мы этот вопрос закроем. В работе еще один проект по газификации так называемых белых пятен в поселках Взморье, Волочаевское, Ижевское и в поселке Люблино для комплекса участков многодетных семей. С ним мы надеемся попасть в федеральную целевую программу.

– Довольны ли вы состоянием дорог Светлого?

– Из года в год делается немало, но, чтобы привести в порядок все дороги окончательно, нужен бюджет не одного года. На данный момент из 90 километров дорожного полотна в порядке примерно половина. Проведен текущий ремонт дорог по 17 улицам Светловского округа в рамках муниципальной программы. В том числе в этом году капитально отремонтированы улицы Харьковская и Строительная, шесть дворовых проездов на улицах Советской, Яльцева, Молодежной, Сардинной, Горького. В 2015 году по инициативе администрации округа дорожное полотно областной трассы, идущей вдоль поселков округа (Взморье, Волочаевское, Ижевское), отремонтировано в рамках государственной программы капитального ремонта дорог.

dorogi

– Чего еще не хватает Светлому, чтобы стать комфортным для горожан?

Для нас важно привести в порядок придомовые территории. Светлый стоит на песках, грунтовые воды близко, и раньше, когда не было такого активного строительства, эта особенность никак не влияла, а сейчас происходит подтопление. Мы участвуем в муниципальной программе «Наш двор», рассчитанной до 2020 года. Предполагается, что сами собственники домов активно в нее войдут софинансированием в части придомовых территорий. И первые инициативы и предложения от жителей уже поступают в муниципалитет.

– В нашем регионе много ветхих домов, поэтому федеральная программа переселения из аварийного жилья пользуется популярностью. Насколько это актуально для Светлого и как вы решаете эту проблему?

– Нам жизненно важно сегодня продолжить реализацию федеральной программы переселения из аварийного жилья, которая, к сожалению, была приостановлена в 2016 году. Она способствует решению одной из самых значимых социальных проблем. За период реализации федеральной программы мы смогли возвести четыре новых жилых дома и купить 75 новых квартир для «аварийщиков». Мы успели построить все это за короткий срок: цикл строительства каждого дома не превышал шести месяцев. На балансе числятся еще порядка 30 зданий, требующих серьезного капитального ремонта либо сноса. Всего из бюджетов разных уровней в Светловский городской округ поступило 135 миллионов рублей на реализацию программы переселения граждан из аварийного жилья. В местном бюджете мы выделили на эти нужды порядка 43 миллионов рублей – 32 процента от всей необходимой суммы, потраченной на строительство нового жилья. Для городского бюджета это очень серьезная нагрузка, но мы, в случае возобновления программы, готовы вновь взять ее на себя, продолжив строить и переселять из аварийного жилья дом за домом ежегодно.

– Поговорим о социальной ответственности крупных предприятий Светлого. Помогают ли в насущных проблемах города флагманы производства?

– Они всегда присутствуют на крупных мероприятиях города, оказывают поддержку. Для них важно, как общественные организации и жители округа к ним относятся. Например, с помощью компаний ГК «Содружество», СПК «Рыболовецкий колхоз «За Родину», ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» в округе построены универсальные спортплощадки, реализуется первый этап осушения территории, улучшается материально-техническая база СДЮСШОР, обновляется оборудование в школах, поддерживаются общественные организации. Автотранспортное предприятие «Регио-Экспресс» всегда готово предоставить свои автобусы для поездок жителей по просьбе администрации округа.

str_55_den_pobedy2

Юрате Пилюте
Фото: Светлана Смельцова и из архива администрации