Подводные камни рыбного бизнеса

Президент Балтийского делового клуба, председатель совета директоров группы компаний «За Родину» Сергей Лютаревич поделился секретом успеха предприятия, рассказал об экспорте, обозначил перспективы и возможности развития рыбопромышленной отрасли в Калининградской области.

Рыбоперерабатывающий комплекс «За Родину» – это полный цикл производства: от вылова рыбы до изготовления готовой продукции. Вылов составляет около 15 000 тонн рыбы в год, а современное высокотехнологичное оборудование позволяет производить более 50 наименований консервов высшего качества и более 200 наименований пресервов, вяленой и копченой продукции.

– Сергей Николаевич, «За Родину» – это историческое название предприятия?

– Конечно, и этому предприятию уже 71 год. Хотя нам и пришлось постараться, чтобы оставить название, которым мы очень гордимся, за собой в качестве бренда торговой марки. Для нас это прежде всего знак качества нашего товара, проверенного историей. Кстати, это было не только мнение руководства, но и всего коллектива. Между прочим, в Советском Союзе были заводы, выпускавшие огурцы, помидоры, тушенку «За Родину». Поэтому мы потратили много времени и средств, чтобы оно стало нашим брендом. Сегодня наши торговые марки – «Родная гавань» и «Рыбная деревня». Для нас название компании и продукта имеет большое значение, особенно если ты лидер отрасли.

– Продукцию «За Родину» хорошо знают не только в России, но и в Казахстане, Узбекистане, Беларуси, Азербайджане. Как вы находите своих партнеров?

– Под лежачий камень, как известно, вода не течет. С учетом истории и традиций технологии на предприятии, конечно, нужно развитие и обновление на всех уровнях. За последние несколько лет мы провели обновление флота, построили береговую инфраструктуру, сделали полную модернизацию производства, увеличили выпуск продукции почти в два раза. Поэтому, не обижая старых, годами проверенных партнеров, расширяем свою географию, ищем новых – и они тоже находят нас. Кстати, многие из них подталкивают нас и к выпуску нового ассортимента рыбной продукции в непривычной упаковке. Внимательно изучая мнение партнеров и потребителей, отслеживая все отзывы о наших продуктах, мы вносим изменения в рецептуру, производим и внедряем новую продукцию – с учетом самых взыскательных вкусов наших покупателей.

Например, к очередному дню рождения предприятия мы запустили шпроты в стеклянной банке, которые пользуются большим спросом. У нас с дилерами налажена ежедневная связь, мы в постоянном контакте: проводим круглые столы, прислушиваемся к советам маркетологов, которые работают в других регионах России. Для нас очень важно мнение потребителей, они отдают за качество свои деньги.

В каждом большом городе, где реализуется наша продукция, ведется анализ узнаваемости марки и востребованности нашего продукта. И сейчас главная цель – чтобы торговую марку «За Родину» знали не только в городах-миллионниках, но и во всех областных центрах России.

 

– Рыбоперерабатывающий комплекс «За Родину» давно не нуждается в рекламе, его продукцию знают и любят. В чем секрет успеха предприятия?

– Мы так не считаем. Реклама – двигатель торговли. Несколько лет назад мы начали обеспечивать рынок продукцией, которую раньше поставляли Литва, Латвия, Польша – речь идет, конечно, о шпротах. Сейчас импорта этого продукта в нашу страну практически нет, в основном его производят российские компании. И здесь у каждого своя стратегия. У кого-то продукт низкого качества и низкой цены, которые обусловлены большим объемом производства. Но есть предприятия, выпускающие качественный продукт по цене, которая обеспечит прибыль и дальнейшее инвестиционное развитие. Мы себя относим именно к этой категории. Выйдя и закрепившись на внутреннем рынке, считаем, что продукт, произведенный в Калининграде, – это, прежде всего, качественный продукт. И сегодня он не может быть хуже, например, латвийских шпрот. Дефицита рыбной продукции в России нет, поэтому нужно думать о качестве, мы делаем на этом акцент, поэтому продукцию под торговой маркой «За Родину» знают и любят как в России, так и во многих странах СНГ.

– Известно, что вы активно принимаете участие в выставках. Какие плюсы от этого для вашего предприятия?

– Недавно я вернулся из Берлина, где проходила Международная торговая выставка пищевой промышленности, садоводства, сельского и лесного хозяйства «Зеленая неделя – 2019», в ней принимали участие четыре региона России. Курировал этот проект от нашей страны лично министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. Делегация Калининградской области, возглавляемая губернатором Антоном Андреевичем Алихановым, на выставке продемонстрировала основные продукты питания, производимые у нас в регионе: хлеб, молоко и рыбу. И нам это приятно. Показывали отрасли, объем производства которых позволяет их экспортировать. Группа компаний «За Родину» приняла участие в работе агрофорума. На стенде Калининградской области кулинары предложили гостям и участникам несколько блюд из нашей продукции, среди которых: канапе с балтийской килькой, шпроты, салат из печени трески, уха и блины с икрой. Все это вызвало большой интерес у посетителей выставки, европейских экспертов. Они отметили высокое качество и соответствие европейским стандартам и требованиям. Гости выставки выстраивались в очередь, чтобы отведать наши блюда. Они консервативны и расчетливы и нередко мало верят рекламе, им нужно потрогать-пощупать-попробовать, чтобы проверить качество. В ближайшие год-два-три мы планируем начать экспорт нашей продукции в европейские страны, так как она многим понравилась и имела успех на выставке-агрофоруме. Кстати, в Германии мы презентовали шпроты в прозрачной таре. Потребитель видит, что в банке, и это влияет на выбор при покупке товара. Такие выставки, особенно отраслевые, очень нужны для обмена опытом и налаживания партнерских отношений, их обычно посещают представители любых предприятий, которые планируют заниматься экспортом и конкурировать с импортом. В России тоже проходят такие выставки. В отраслевом рыбном форуме в Санкт-Петербурге вместе с нами принимал участие губернатор Калининградской области. Антон Андреевич сделал презентацию возможности строительства рыболовецкого флота, который так важен и нужен для рыбаков Балтики. И надо отдать должное, глава области всегда нас поддерживает. Впереди престижная международная выставка «Продэкспо» в Москве, где наш регион представят лучшие производители.

– Если говорить об экспорте, какие страны вам наиболее интересны?

– Думаю, что это Германия и, возможно, Северная Америка. Туда поставляют продукцию Латвия и Польша. Мы умеем ловить рыбу и качественно перерабатываем ее, нисколько не хуже, чем они. В Европе есть риски для нас: более жесткая конкуренция, небольшая рентабельность. А вот американский рынок или канадский для нас более привлекателен. Но нам нужно принять участие минимум в двух выставках и только после презентации продукции, оценки ее качества потенциальными партнерами предлагать продукт из нашего балтийского сырья. Мы не можем поставлять в Европу консервы из тунца: во-первых, он ловится не у нас, а во-вторых, производится десятилетиями в европейских странах, например в Испании. А вот наши сардины в Европе могут быть востребованы, так же как и в Америке. Самое главное – это наличие сырья. Если ты выходишь на рынок – внешний и внутренний – и однажды не поставишь товар, вмиг можешь оказаться банкротом.

– Сергей Николаевич, имеются ли какие-либо факторы, которые сдерживают развитие вашего бизнеса?

– В первую очередь это дефицит трудовых ресурсов. В рыбной промышленности самое главное – рабочие руки. Например, на рыбном заводе в Польше из 600 человек 530 – украинцы. Если поедем в Норвегию, то там из 300 человек в аналогичном бизнесе 270 будут из Латвии. Такая трудовая миграция наблюдается во всем мире, и этого не нужно бояться. Граждане Таджикистана и Узбекистана работают не только в Калининградской области, но и на территории всей России. Дефицит трудовых ресурсов наблюдается не только в нашей области. Но с учетом того, что мы в анклаве, нам намного сложнее. Нужно привлекать кадры из других регионов. И это задача не только бизнеса, но и власти. Еще одна существенная проблема – это наша логистика. Здесь некая неопределенность и риск. Сегодня литовцы пропустили нашу продукцию, но неизвестно, какие планы у них на завтра.

– И все же как вы сейчас решаете проблему кадрового голода?

– Мы очень ценим своих сотрудников, большинство из них работают давно. Пенсионеры нашего производства, если они продолжают трудиться, получают ежемесячные дополнительные выплаты. Налажены контакты с вузами, готовящими специалистов по нашему профилю. В рамках конкурса «Формула успеха» мы взяли на практику две команды студентов, которые будут защищать два своих проекта – «Строительство нового сардинного завода» (его мы хотим строить на своей территории) и «Глубокая переработка рыбы с целью получения пищевого протеина». Мы надеемся, что будущие специалисты реализуют свои проекты на нашем предприятии. Если говорить о подготовке кадров, то я был удивлен, когда узнал, что у нас теперь не готовят технологов именно нашего, рыбного профиля, как было раньше, а выпускают специалистов пищевой промышленности. Это не совсем то, что нам сегодня нужно. Нам требуются узкие специалисты по рыбной промышленности. Если человек с третьего курса занимается рыбой, он полюбит эту работу и это будет для него приоритетно. Предприятия модернизируются, а кадров нет, поэтому кафедру по подготовке технологов рыбной промышленности нужно восстанавливать. Многим нашим уважаемым сотрудникам по 60 с лишним лет, и им некому передавать свой бесценный опыт.

– На предприятии имеются внутренние программы поддержки молодых специалистов?

– Конечно. Им полностью компенсируется проценты по ипотечному кредитованию. Мы, наверное, одни из немногих, кто сохранил свою профсоюзную организацию, в которой сегодня 380 человек. В Калининградской рыбной промышленности такого по численности профсоюза, думаю, более нет. Существует коллективный договор, жесткий для администрации и лояльный для людей. Женился или родился – предприятие всегда оказывает помощь, а также путевки, бесплатное питание, проезд к месту работы на автобусах предприятия, подарки на все праздники, приятные бонусы для наших сотрудников.

– Государство поддерживает бизнес?

– В рамках модернизации производства и флота мы работаем по программе «Развитие рыбохозяйственного комплекса до 2020 года». Ее суть – в компенсации части затрат. Если ты проводишь модернизацию производства, рассчитанную на сырье из Балтики (строишь причал, ставишь цеха заморозки, покупаешь оборудование для переработки салаки, кильки), то, конечно, областное правительство помогает. Участвуют в этой программе сегодня более 20 предприятий. Эта поддержка дала мощный толчок развитию рыбной отрасли, поскольку мы заговорили не только о технологии, переработке, но и о строительстве флота. Для этого наш Светлый, как выгодный по инфраструктуре город, очень подходит: здесь сохранены верфи и специалисты. Программа позволяет привлекать серьезные инвестиции для строительства судов и береговой инфраструктуры. Мы ощущаем поддержку со стороны министерства сельского хозяйства и губернатора области. Сейчас правительство работает над программой «Развитие прибрежного рыболовства до 2030 года», которая также будет нацелена на развитие рыбной отрасли.

– Ваши планы на ближайшее будущее.

– Рост наших поставок на рынке России и выход на новые – европейские и американские – рынки. Мы хотим увеличить свою долю как в традиционном продукте (шпроты и килька в томатном соусе), так и в новой линейке продукции. У нас в стратегии ввод нескольких новых видов товаров в год. В прошлом году это были «Килька по-гавайски», «Килька по-мексикански», шпроты в «стекле» и другие. В 2019 году наши технологи должны внедрить минимум пять новых продуктов. Здесь мы прислушиваемся к мнению потребителей – как говорится, что требует рынок! В рыбной продукции только на первый взгляд кажется, что не такой большой ассортимент, на самом деле польские производители делают шпрот около 20 видов: с перцем, оливкой, маслиной, паприкой и другими ингредиентами. Так что у нас еще все впереди. Планов очень много. Мы не стоим на месте, постоянно развиваемся. Неизменным остается только одно – высокое качество продукции, которую выпускает наш дружный коллектив «За Родину».

 

Олеся Бабченко
Фото из архива компании

Калининградская область,
поселок Взморье, ул. Заливная, 2а
Тел. +7 (4015) 22-83-44
www.zarodiny.ru