На повестке дня – КУРТ и ТПУ

Сегодняшнее планирование комплексного устойчивого развития территорий и создания транспортно-пересадочных узлов дадут возможность Калининграду завтра избежать дорожного коллапса и увеличения количества жилого и нежилого фонда. Разговор об этом мы ведем с председателем комитета территориального развития и строительства (КТРиС) администрации областного центра Артуром Крупиным.

– Артур Леонидович, что такое КУРТ и в связи с чем этот термин появился?

– КУРТ – дословно это комплексное устойчивое развитие территорий. Резкий рост жилищного строительства в крупных российских городах привел к дефициту свободных земельных участков, пригодных под застройку. При этом территории, которые в силу наличия инженерной, дорожно-транспортной, социальной инфраструктуры могли бы наиболее эффективно использоваться для жилищного и коммерческого строительства, зачастую заняты ветхим и аварийным жильем, гаражами и нефункционирующими промышленными зонами. В связи с этим остро встал вопрос реновации депрессивных территорий.

При реализации программ развития таких территорий муниципалитеты столкнулось с целым рядом проблем. Для эффективного формирования участков под новую застройку необходимо быстро и консолидировано расселять аварийные дома, изымать земельные участки и расположенное на них недвижимое имущество. Однако эти вопросы законодательно были решены слабо, в результате процедуры могли растянуть процесс высвобождения территории на 3-5 лет.

Отдельной проблемой является отсутствие комплексного подхода к расселению. Вследствие этого возникают вопросы о целесообразности в принципе предоставлять участки в уже застроенных районах для так называемой точечной застройки.

Кроме того, высвобождение участков – не только долгий, но и дорогостоящий процесс. Затраты на расселение и выплату возмещения при изъятии недвижимого имущества, расположенного на таких территориях, как правило, непосильны для муниципальных бюджетов, поэтому развитие территорий оказалось возможным только при условии вовлечения в процессы реновации территорий частных инвестиций.

Комплексное устойчивое развитие территорий (КУРТ) как раз помогает реализовать указанные мероприятия.

В мае я принял участие во всероссийском практическом семинаре «Градостроительная деятельность — 2019». В рамках этого семинара, организованного при поддержке Минстроя России в НИИСФ РААСН, состоялись секции по территориальному планированию, градостроительному зонированию и планировке территорий, земельным отношениям, комплексному устойчивому развитию территорий, проектному управлению в градостроительстве. Цель семинара – выработать предложения по совершенствованию и перспективам развития градостроительной деятельности. Такая необходимость продиктована современными реалиями.

В калининградском зоопарке в ближайшие годы планируется реконструкция центрального фонтана и еще нескольких важных объектов

– Получается, что ситуация типична для России. Насколько ее вообще возможно решить?

– Ситуация сегодня сложная во многих регионах страны. Именно поэтому модель развития застроенной территории стала механизмом государственно-частного партнерства в сфере градостроительства, направленным на решение проблем, связанных с социальными обязательствами государства по расселению из аварийного жилья. Сейчас, с учетом того, что в градостроительном кодексе появились новые нормы, появилась и возможность комплексного развития территорий, в том числе территорий, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

– Насколько остро сегодня стоит вопрос устойчивого развития территорий в Калининграде?

– В Калининграде значительное количество жилых домов нуждается в капитальном ремонте и модернизации, это довоенный фонд и дома первых массовых серий – блочные дома 50-60-х годов строительства. Также есть ветхие и аварийные жилые дома. В 2018 году расселению подлежало 30 аварийных домов, 327 помещений. Финансовая потребность для их расселения составляет более 630 миллионов рублей, а общая потребность в финансовых средствах для расселения всех аварийных домов на территории города Калининграда – более 1,5 миллиарда рублей. Согласно параметрам стратегии социально-экономичес­кого развития городского округа, к 2035 году ожидается высокая степень изношенности зданий жилого и нежилого фондов.

В соответствии с положением о КТРиС, вопросы, связанные с развитием территорий являются приоритетными и требуют серьезной, детальной проработки. Сегодня на контроле администрации 6 договоров о развитии застроенных территорий.

– В июле в мэрии под вашим руководством прошло рабочее совещание, посвященное КУРТ. Какая территория рассматривалась?

– Речь шла о территории в 20 гектаров, расположенной в центральном районе в границах Советского проспекта и улиц Красной, Ломоносова, Полоцкого до второй Окружной.

Сегодня здесь расположены земли Министерства обороны, которые используются частично, склады, гаражные общества, индивидуальная жилая застройка. При этом практически отсутствуют инженерные коммуникации, не в полной мере создана улично-дорожная сеть. Именно на эту территорию при разработке правил землепользования и застройки (ПЗЗ) был установлен индекс КУРТ.

Наша задача – качественно развивать территории с минимальным вложением средств городского бюджета, создавать условия, при которых инвестор готов был бы зайти на такую территорию и развивать ее, обязательно соблюдая все градостроительные нормативы, развивая улично-дорожную сеть, создавая социальные объекты, парки, скверы, различные объекты благоустройства. Мы хотим, чтобы в итоге в рамках исполнения совместных обязательств между городом и будущим инвестором на этом месте, то есть в восточной части Советского проспекта, появилась новая благоустроенная территория.

На состоявшемся совещании мы обсудили приемлемые механизмы реализации КУРТ, новеллы законодательства и возможности государственно-частного партнерства, аспекты ревитализации промзон, применительно к этой территории.

– Ревитализация – это оживление, возрождение?

– Основной принцип ревитализации заключается в раскрытии новых возможностей старых территорий и построек. В процессе ревитализации используется комплексный подход с целью сохранения самобытности, аутентичности, идентичности и исторических ресурсов городской среды. Ревитализация может предполагать перемещение промышленных предприятий, переселение людей и изменение функционального назначения тех или иных городских пространств и построек.

Новый яркий корпус детского сада № 57 на ул. Карамзина распахнет свои двери для ребятишек в октябре этого года
В июле 2019 года начаты работы по строительству нового корпуса детского сада-начальной школы № 72 на ул. Красной в Калининграде

Летом 2017 года в Москве, на встрече, посвященной инвестиционным возможностям Калининградской области, была презентована концепция редевелопмента (перепрофилирования) территории промзоны в районе Правой набережной. Есть идея превратить эту территорию в зону многофункциональной застройки с жильем, административными и офисными зданиями, парками и безопасным производством, социальными объектами для обслуживания населения.

Экспертная оценка организаций инвалидов при строительстве школы на ул. Аксакова позволила создать в ней комфортные условия для всех без исключения

Проработан вопрос о комплексном развитии рассматриваемой территории, как по инициативе правообладателей земельных участков, так и по инициативе органа местного самоуправления. Но в связи с тем, что на рассматриваемой территории расположены предприятия, ревитализация по инициативе органа местного самоуправления (в случае изъятия земельных участков и объектов капитального строительства) будет неоправданно затратной.

– Помимо заброшенных промзон, у нас хватает заброшенных военных городков… Что планируется с ними делать? Как и чем их наполнять?

– Действительно, в Калининграде на некоторых перспективных территориях находятся, в том числе, объекты и земельные участки, принадлежащие Министерству обороны РФ.

Часть из них не используется, используется частично или не по назначению. Мы ведем постоянную работу с Минобороны по вовлечению земель в гражданский оборот. Это довольно сложный процесс, но, тем не менее, им надо заниматься. В настоящее время переписка ведется в отношении 5 территорий.

– Еще один термин стал звучать в Калининграде с момента разработки генерального плана города до 2035 года – ТПУ. Сейчас его уже не назовешь непривычным.

– Уровень автомобилизации в Калининграде один из самых высоких в стране. Он уже достиг показателя более чем 400 машин на 1000 человек. По прогнозам к 2035 году эта цифра может увеличиться до 740 автомобилей. Ежедневная рабочая миграция из области, по статистике, составляет порядка 60-70 тысяч автомобилей и это число ежегодно растет. Поэтому уже сейчас администрация города принимает меры для предотвращения транспортного коллапса. Учитывается при этом большой накопленный опыт по борьбе с автомобильными коллапсами крупных российских и мировых мегаполисов. Транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) – это один из важных факторов избавления от пробок не только Калининграда, но и любого крупного города с высоким уровнем автомобилизации и плотной застройкой.

– Действительно ли, что лет через 8-10 у нас появятся первые ТПУ – транспортно-пересадочные узлы?

– Расширить дорожную инфраструктуру в центре города не представляется возможным, поскольку это может повлечь снос жилых домов. Конечно, мы этого не планируем. Мы планируем создание ТПУ. Если не построить их в ближайшей перспективе, то через несколько лет движение в городе просто остановится. Поэтому при разработке генерального плана Калининграда до 2035 года для улучшения транспортной ситуации в городе нами был сделан акцент на создание и дальнейшее развитие системы ТПУ. Их появление на территории городского округа является одной из наиболее значимых составляющих развития транспортной системы.

ТПУ увязываются и важной идеей генплана – ограничить движение личного автотранспорта в центре города, в том числе, за счет включения железной дороги в городские пассажирские перевозки.

Планирование территорий с учетом создания ТПУ направлено на изменение транспортной ситуации в Калининграде и вовлечение железных дорог в городские пассажирские перевозки

– Но при реализации этой идеи возникает сложная задача – необходимо изменить транспортное поведение горожан.

– Наша задача создать все условия для того, чтобы человек мог по будням предпочесть общественный транспорт, а личным – пользоваться в выходные дни и для поездок за город.

Первый шаг к созданию ТПУ – это именно разработка документации по планировке территории. При разработке мы в обязательном порядке согласовываем документы с нашими коллегами из Калининградского отделения железной дороги, с областным управлением ГИБДД, специалистами комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Чтобы ТПУ эффективно работал, необходимо обеспечить его наполняемость. Помимо транспортной составляющей, ТПУ также должно совмещать коммерческие и административные функции. При наличии всех этих элементов ТПУ будет востребован. Планирование территорий предусматривает рациональное использование городских земель, включая построение объектов в составе транспортных узлов и организацию транспортных потоков таким образом, чтобы минимизировать изъятие земли, зданий, попадающих в зону ТПУ, и не доставлять неудобств горожанам.

– Сколько ТПУ будет в Калининграде?

– В общей сложности в областном центре должно появиться 11 транспортных пересадочных узлов. 2 из них должны быть трансформированы (это Южный и Северный вокзалы), и еще должно быть построено 9 абсолютно новых ближе к периферии по периметру города. Они будут приближены к железнодорожным путям, вовлекая таким образом железную дорогу в городские перевозки. Смысл заключается в том, чтобы зарегулировать ежедневную миграцию в центр Калининграда. То есть люди из Гурьевска, Светлого, Зеленоградска и других городов области, въезжая в Калининград, могли бы оставить свои автомобили на парковках в составе ТПУ и далее передвигаться по городу по единому проездному билету, действующему на всех видах транспорта.

И, конечно, в составе ТПУ должны быть созданы многофункциональные центры для оперативного обслуживания населения.

Елена Бойко
Фото автора