Ключевая область рыбохозяйственного комплекса

Именно так охарактеризовал наш регион руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков. Свою точку зрения на тему комплексного подхода к возрождению отрасли высказал председатель правления Калининградского областного Союза рыболовецких колхозов Олег Твердохлеб.

-Портрет Твердохлеб О.А

— Олег Анатольевич, какие меры требуется предпринять, чтобы российские рыболовы смогли обеспечить свежей продукцией рыбоперерабатывающие предприятия и прилавки магазинов?

– Проблемы в отрасли копились не один год, и задач сейчас перед нами стоит множество. Отрадно, что понимание этого сейчас пришло на всех уровнях. Принимаются федеральные программы субсидирования строительства рыбопромысловых судов, выделения дополнительных квот для предприятий. В регионе уже сейчас действует программа, по которой рыбодобытчики могут рассчитыва
ть на компенсацию части расходов как по лову, так и по модернизации.
Губернатором Калининградской области Николаем Цукановым поставлена задача радикально увеличить выпуск рыбоконсервной продукции, особенно шпрот. Потребность страны в этой продукции составляет 198 миллионов банок в год. Наш регион сейчас производит 25 миллионов, производственники готовы увеличить эту цифру вдвое. Чтобы выйти на заданный объем, рыболовецкие предприятия должны поставлять на заводы 12–15 тысяч тонн первоклассного сырья. Что для этого нужно? Во-первых, точные научные данные по нашему подрайону, чтобы в среднесрочной перспективе мы знали, какая сырьевая база по кильке и салаке прогнозируется. Для этого надо делать пять съемок в год, а не одну-две, как сейчас. Во-вторых, квоты нужно назначать на уровне, достаточном для обеспечения сырьевой базы.
Международный комитет по исследованиям моря определяет объем рыбопромысловых запасов, допустимый к вылову. Но страны ЕС, не считаясь с нами, устанавливают себе повышенные квоты. Этот вопрос нужно решать на дипломатическом уровне. Кроме того, остро стоит вопрос технического оснащения. Судно класса МРТК стоит 250 миллионов рублей, при этом у нас сейчас нет реальных проектов необходимых классов судов. Нужно проектировать такие суда, чтобы судно могло работать в моноварианте, чтобы электричества хватало для работы насосов, учитывать, что в наливных судах рыба меньше мнется, а значит, качество ее несравненно выше. На кильке такое судно окупается хорошо если за 20 лет, поэтому нужно предусматривать возможность лова в соседних подрайонах либо вне Балтики, а для этого необходимо решить вопросы с пограничными службами – ведь рыба не ждет, пока будут урегулированы все процедуры.

– Кроме постройки судов губернатор акцентировал внимание и на создании береговой инфраструктуры, а это колоссальные затраты…

– Буквально на днях нами заключено соглашение о сотрудничестве с ФГУП «Росморпорт», на основании которого в рамках проекта строительства грузопассажирского терминала к чемпионату мира – 2018 будет сохранена возможность стоянки, выгрузки и обслуживания рыбопромысловых судов на причалах УМТ «Пионерский». Вопрос о необходимости комплексного развития инфраструктуры УМТ «Пионерский», в том числе необходимости углубления дна акватории терминала и подходного канала к нему, ремонта производственного и судоремонтного причалов, обеспечения ввода в эксплуатацию Восточного мола и создания портовой инфраструктуры, обсуждался с участием правительства Калининградской области и Федерального агентства по рыболовству. Учтены наши предложения предусмотреть в проекте реконструкции возможность въезда в разгрузочную зону грузового автотранспорта, обустроить контейнерную площадку для хранения промыслового вооружения и тары, установить краны грузоподъемностью 12–16 тонн и колонки для электроснабжения рыбопромысловых судов. Согласно утвержденному варианту проекта общая длина защищенных от волнения причалов для стоянки и обслуживания рыбопромысловых судов составит порядка 500 метров. Конечно, как и любое строительство, реконструкция повлечет определенные неудобства – в течение года необходимо будет решать вопрос размещения судов в разных участках акватории либо временного перебазирования к причалам Калининградского и Светловского грузовых районов. Но непринятие срочных мер по ремонту гидротехнических сооружений терминала уже в ближайшее время грозило привести к ограничению со стороны Ространснадзора на эксплуатацию причала.
В свою очередь ФГУП «Росморпорт» гарантирует обеспечение базирования рыболовецких судов без ущерба субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность на базе Пионерского терминала. Чрезвычайно важно, что соглашением предусматривается фиксация на трехлетний срок тарифов за стоянку судов.

Ксения Соловьёева
Фото из архива компании