УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ КОМПАНИИ

Ухудшение экономической обстановки в России, вызванное финансовым кризисом 2014 года, привело к реформированию финансовой системы страны. Происходящие в стране экономические изменения требуют адекватных перемен в области финансовых отношений на уровне организаций. Однако ограниченный набор финансовых инструментов в России не позволяет пока с достаточной полнотой и эффективностью применить накопленный иностранный опыт управления финансовыми средствами компаний. Западная практика не учитывает главных проблем российской экономики, для которой присущи высокие темпы инфляции, малоразвитый фондовый рынок, высокая степень неплатежеспособности, часто изменяющееся налоговое законодательство и т.п. Особенно актуальной на данном этапе развития экономики России становится проблема эффективного управления капиталом компаний.

Капиталу принадлежит значимая роль в системе основных экономических ресурсов, предопределяющих темпы и потенциал экономического развития как отдельных хозяйствующих субъектов, так и экономики страны в целом. Устойчивое функционирование бизнеса обуславливается наличием капитала как главного источника экономического развития компаний.

Политика управления капиталом в компании включает в себя политику управления собственным капиталом, заключающуюся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования ее производственного развития, и политику управления заемным капиталом, заключающуюся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития компании. И от того, насколько оптимальным будет соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение компании.

Соотношение между собственными и заемными источниками средств служит одним из ключевых аналитических показателей, характеризующих степень риска инвестирования финансовых ресурсов в ту или иную компанию (влияет на уровень экономической и финансовой рентабельности, определяет финансовую устойчивость компании). В связи с чем, можно сказать, что проблематика рационального управления и использования капитала является крайне актуальной для всех компаний и требует тщательного анализа с их стороны.

Капитал компании характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов.

В первую очередь, необходимо рассмотреть экономическую сущность капитала, которая характеризует его в качестве:

— финансовых ресурсов компании, приносящих доход;

— главного источника формирования благосостояния собственников компании (накапливаемая часть капитала призвана обеспечить удовлетворение потребностей его собственников в перспективном периоде, т.е. формирует уровень будущего их благосостояния);

— главного измерителя рыночной стоимости компании;

— показателя уровня эффективности хозяйственной деятельности компании.

В работах современных экономистов предметная сущность капитала характеризуется многими терминами: «экономическое благо», «стоимость», «экономическая ценность», «товар особого рода», «экономический ресурс», «экономический фактор», «богатство» и другими. Даже такой поверхностный обзор используемой терминологии показывает, что предметная сущность капитала напрямую связана с экономической сферой её проявления.

Целью управления и использования капитала является удовлетворение потребностей в приобретении необходимых для функционирования компании активов и оптимизация структуры капитала.

Руководство компании должно иметь четкое представление, за счет каких   финансовых   ресурсов  оно  будет  осуществлять  свою деятельность  и  в  какие  сферы  деятельности будет вкладывать свой капитал.  При  этом  важное  значение как для самой компании (с целью  увеличения доходности и обеспечения финансовой устойчивости), так  и  для  ее контрагентов (при оценке степени финансового риска) имеет  наличие  рациональной структуры источников финансирования, то есть соотношение собственного и заемного капитала.

Функционирование ни одной компании невозможно без наличия у нее собственного капитала, который представляет собой совокупность материальных ценностей, денежных средств, финансовых вложений и т.п., необходимых для осуществления хозяйственной деятельности. Собственный капитал организации как юридического лица в общем виде определяется стоимостью имущества, принадлежащего организации. Это так называемые чистые активы организации. Они определяются как разность между стоимостью имущества (активным капиталом) и заемным капиталом. Собственный капитал состоит из уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли и целевых (специальных) фондов.

Также и без заемного капитала не обходится деятельность практически ни одной компании. Он представляет собой денежные средства или иные имущественные ценности, привлекаемые на нужды развития предприятия на возвратной и платной основе, т.е. это кредиты, займы и кредиторская задолженность.

Заемный капитал является катализатором бизнес-процессов, дающих возможность предприятиям увеличивать прибыль и стоимость компании. Сущность заемного капитала компании проявляется в реализации оперативных, координационных, контрольных и регулирующих функциях процесса привлечения внешних источников финансирования.

Учитывая особенности привлечения капитала компаниями, а также современные экономические условия, можно говорить о том, что существует зависимость между темпами роста национальной экономики и объемами привлечения заемных средств предприятиями. Ограничением по объему привлечения капитала служит заинтересованность заемщика в его использовании, а также возможность вернуть взятые средства с учетом их стоимости в установленный срок.

Выбор политики управления капиталом (его формирования и использования) является основой для функционирования любой компании. Данный процесс является очень трудоемким и делится на несколько этапов.

  • Определение общей потребности в капитале – определение необходимых финансовых ресурсов для формирования активов компании. Расчет этих ресурсов осуществляется при разработке бизнес-плана.
  • Оценка стоимости общего и заемного капитала. Оптимизация структуры капитала производится по его стоимости. Стоимость капитала представляет собой среднюю цену, которую предприятие платит за его привлечение из различных источников. Т.к. предприятия чаще используют смешанную форму финансирования, то оценка производится в зависимости от использования капитала:

— увеличение собственного капитала за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия  (делается прогноз чистой прибыли; определяется часть прибыли, которая направлена на развитие производства, создание резервного фонда и фонды потребления);

— оценка стоимости увеличения собственного капитала за счет выпуска акций (определение размера дивидендов);

— оценка стоимости увеличения капитала за счет других собственных источников представляет собой определение затрат  по привлечению  собственного капитала.

— оценка стоимости привлечения заемного капитала за счет кредитов банка (прогнозируется ставка процента, исходя из конъюнктуры рынка; определяется сумма экономии налоговых платежей, которая будет получена за счет использования кредитных ресурсов, т.к. уменьшается налогооблагаемая прибыль);

— получение заемных средств за счет выпуска облигаций (определение купонной ставки; определение затрат, связанных с эмиссией).

3) Оптимизация финансовой структуры капитала. Оптимальная структура капитала представляет собой такое отношение собственных и заемных источников, при котором максимизируется рыночная стоимость компании. При оптимизации капитала необходимо учесть особенности каждой его составляющей.

Собственный капитал характеризуется:

  1. Простотой привлечения (необходимо только решение собственника, не зависит от других хозяйствующих субъектов).
  2. Высокой нормой прибыли на вложенный капитал, т.к. не выплачиваются проценты по привлечению средств.
  3. Низкий риск потери финансовой устойчивости и банкротства предприятия.

Недостатки:

  1. Ограниченный объем привлечения, т.е. невозможно существенно расширить хозяйственную деятельность.
  2. Не используется возможность прироста рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных средств.

Таким образом, компания, использующая только собственные средства, имеет наивысшую финансовую устойчивость, но ограниченные возможности прироста прибыли.

Заемный капитал характеризуется следующими признаками:

  1. Широкие возможности привлечения (при наличии залога или гарантии).
  2. Увеличение финансового потенциала компании при необходимости увеличения объемов хозяйственной деятельности.
  3. Способность повысить рентабельность собственного капитала.

Но имеет следующие недостатки:

  1. Сложность привлечения, т.к. решение зависит от других хозяйствующих субъектов.
  2. Необходимость залога или гарантий.
  3. Низкий показатель нормы рентабельности активов.
  4. Низкая финансовая устойчивость предприятия.

Следовательно, компания, использующая только заемный капитал, имеет более высокий потенциал и возможность прироста рентабельности собственного капитала, при этом теряется финансовая устойчивость.

Именно поэтому при формировании структуры капитала необходимо соблюсти рациональное соотношение собственных и заемных средств.

Также в процессе ведения хозяйственной деятельности для оптимального управления капиталом компании необходимо руководствоваться следующими факторами:

  1. Структурой активов компании (чем больше ликвидных средств, тем больше возможностей по привлечению заемных средств).
  2. Темпами развития компании (быстрорастущие компании на ранних стадиях своего жизненного цикла, производящие конкурентноспособную продукцию, имеют большую возможность по привлечению заемного капитала).
  3. Уровнем рентабельности деятельности (при высокой рентабельности можно капитализировать часть прибыли и тем самым уменьшить потребность в заемном капитале).
  4. Уровнем налогообложения прибыли (при высоких ставках налога и возможности отнесения расходов по обслуживанию займа на издержки производства выгодным становится привлечение заемного капитала).
  5. Отношением займодателей к компании. Даже при высокой доле собственных средств займодатель может руководствоваться другими критериями, что снизит возможность привлечения заемного капитала.
  6. Конъюнктурой финансового рынка. Удорожание или удешевление расходов по заемному капиталу определяет возможности и эффективность его привлечения.

Таким образом, оптимизация  структуры  капитала  является  одной  из  наиболее сложных  задач  управления ресурсами компании. Именно капитал играет главную роль в экономическом развитии компании и обеспечении удовлетворения интересов государства, собственников и персонала, является главным объектом финансового управления компанией, а обеспечение эффективности его использования относится к числу наиболее ответственных задач финансового менеджмента. Поэтому каждая компания должна тщательно разрабатывать наиболее рациональную для себя политику управления капиталом, которая будет соответствовать ее интересам и целям в экономической сфере деятельности и обеспечит ее прибыльное функционирование и финансовую устойчивость.

Струков Павел Алексеевич

Студент 2 курса магистратуры Института экономики и предпринимательства

Нижегородского государственного университета им. Лобачевского

 

Источники литературы

  1. Артюхов, А.А. Управление собственным и заемным капиталом компании: учебник /  А. А. Артюхов —  Москва: Юрайт, 2014.— 176 с.
  2. Гуржиев, В.А. Инвестиционная стратегия корпорации: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук – Российская Академия Государственной Службы при Президенте Российской Федерации.
  3. Львовна, Н.А. Финансовая диагностика предприятия : монография/Н.А. Львовна под ред. В.В. Иванова — Москва: Проспект, 2015. — 304 с.
  4. Неудачин В.В. Реализация стратегии компании. Финансовый анализ и моделирования : учебное пособие / В.В. Неудачин — Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015.— 168 с.
  5. Хиггинс, Р.С. Финансовый менеджмент. Управление капиталом и инвестициями / Роберт С. Хиггинс, Маргарита Раймерс (в. Переводе А.Н. Свирид) — Москва: Вильямс, 2013.— 464 с.