Теперь от страховки можно отказаться. Банк России ввел «период охлаждения», защищающий граждан от навязанных страховок

1464768409_rastorzhenie-dogovora-osago

Банк России своим Указанием ввел в действие «период охлаждения» – срок, в течение которого гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования и получить в определенном порядке уплаченную страховую премию.

Необходимость введения «периода охлаждения» связана со сложившейся негативной практикой навязывания страховыми организациями физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при получении страховых или банковских услуг. Особенно часто случаи навязывания встречаются при заключении договоров ОСАГО.

Законодательство запрещает обусловливать получение одних услуг обязательным приобретением других, а за навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО предусмотрена административная ответственность (статья 15.34.1 КоАП РФ). При этом гражданину доказать факт навязывания достаточно сложно (необходимы доказательства: показания свидетелей, доказательства, полученные с помощью фото-, аудио-, видеоустройств, письменные доказательства, позволяющие сделать вывод о наличии факта правонарушения).

Введение «периода охлаждения» позволит потребителям отказаться от навязанной или невыгодной страховой услуги без предъявления специальных требований или прохождения специальной административной или судебной процедуры.

В настоящее время страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение пяти рабочих дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.

«Период охлаждения» составляет не менее пяти рабочих дней (страховщик может установить и более длительный срок) и отсчитывается со дня заключения добровольного договора страхования вне зависимости от момента уплаты страхового взноса.

Для расторжения договора страхования гражданин должен обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. При отказе от страховки в «период охлаждения» страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональную количеству дней, прошедших с начала действия договора. Страховая компания должна вернуть гражданину страховую премию в течение 10 рабочих дней после получения заявления.

Если страховщик отказывается расторгнуть договор, необходимо обращаться с жалобой в Банк России. Жалобу можно подать в письменном виде, направив ее по адресу Отделения по Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации: 236022, г. Калининград, ул. Шиллера, д. 2, либо в электронном виде – через раздел «Интернет-приемная» на сайте Банка России www.cbr.ru.

Новые правила касаются практически всех популярных видов страхования. В перечень входят страхование жизни, страхование от несчастного случая, автокаско, ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта, добровольное медицинское страхование, гражданская ответственность перед третьими лицами, а также страхование финансовых рисков.
Страховые организации в срок до 30 мая обязаны были привести свою деятельность по вновь заключаемым договорам страхования в соответствие с новыми требованиями. Банк России будет проводить соответствующие проверки страховщиков на предмет соблюдения ими установленных требований.

Материал подготовлен Отделением по Калининградской области
Северо-Западного главного управления ЦБ РФ