ОСАГО: переход на натуральное возмещение

Страховщики обязаны компенсировать нанесенный транспортному средству ущерб, направив его на ремонт, который они же и оплатят.

В апреле текущего года вступили в силу изме­нения в Федеральный закон № 40-ФЗ «Об обя­зательном страховании гражданской ответственности вла­дельцев транспортных средств», применяемые в отношении дого­воров, заключаемых после ука­занной даты. Новые изменения устанавливают приоритет нату­рального возмещения в виде ремонта пострадавшего автотран­спортного средства на станции технического обслуживания перед денежным возмещением.

Денежное возмещение сохра­нится, однако случаи, при которых возмещение вреда, причиненного автомобилю, будет осуществляться в виде денежных выплат, огра­ниченны. К ним в том числе относятся: полная гибель авто­транспортного средства; смерть, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпев­шего; инвалидность потерпевшего; превышение стоимости восстано­вительного ремонта над страхо­вой суммой в 400 тысяч рублей; наличие соглашения в письмен­ной форме между страховщиком и потерпевшим.

Главным преимуществом ново­введений для автовладельцев является то, что при проведении восстановительного ремонта не допускается использование быв­ших в употреблении или восстанов­ленных комплектующих изделий, деталей, узлов и агрегатов, исполь­зоваться для ремонта могут только новые детали и узлы.

Поправки к закону № 40-ФЗ содержат достаточно четкие тре­бования к организации проведе­ния восстановительного ремонта. В частности, доступность места проведения ремонта поврежден­ного автомобиля не может пре­вышать 50 километров от места жительства потерпевшего или от места дорожно-транспортного про­исшествия, за исключением слу­чая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного автотранспорт­ного средства до места проведе­ния восстановительного ремонта и обратно. Кроме того, срок проведе­ния ремонта не должен превышать 30 календарных дней, за исключе­нием нерабочих праздничных дней.

Восстановительный ремонт авто­мобиля, с года выпуска которого прошло менее двух лет, находя­щегося на официальной гарантии, должен осуществляться официаль­ными дилерами либо станциями технического обслуживания, име­ющими договор с автопроизводите­лем. Минимальный гарантийный срок на работы по восстановитель­ному ремонту поврежденного авто­мобиля составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связан­ные с использованием лакокрасоч­ных материалов, – 12 месяцев.

Новые поправки к закону № 40-ФЗ серьезно повысили ответ­ственность страховых компаний перед автовладельцами за орга­низацию, качество и своевремен­ность проведения ремонта. Так, за несоблюдение срока проведения восстановительного ремонта стра­ховщик обязан за каждый день просрочки уплачивать потерпев­шему неустойку в размере 0,5 про­цента от суммы страхового возме­щения, предусмотренного законом № 40-ФЗ.

При несоблюдении срока осу­ществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транс­портного средства страховщик за каждый день просрочки уплачи­вает потерпевшему неустойку в размере 1 процент от размера страхового возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

Страховщик обязан на своем офи­циальном сайте разместить и под­держивать в актуальном состоянии следующую информацию:

– перечень станций технического обслуживания (СТО), с которыми у него заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, адреса их местонахожде­ния, уровень загруженности;

– марки и год выпуска обслужи­ваемых СТО транспортных средств;

– примерные сроки проведения восстановительного ремонта (в зависимости от объема выполняе­мых работ);

– сведения о соответствии СТО установленным правилами обяза­тельного страхования требованиям организации восстановительного ремонта.

Таким образом, автовладелец может выбрать наиболее под­ходящую ему станцию техниче­ского обслуживания для ремонта поврежденного транспортного средства.

Вместе с тем законом № 40-ФЗ предусмотрено, что при наличии письменного согласия страхов­щика потерпевший вправе само­стоятельно организовать проведе­ние восстановительного ремонта своего поврежденного автомобиля на станции технического обслу­живания – и этот восстановитель­ный ремонт будет оплачен стра­ховщиком.

Контроль за соблюдением стра­ховщиками порядка осуществле­ния страхового возмещения в нату­ральной форме выполняет Банк России. В случае выявления несо­блюдения страховщиком законо­дательства Банк России может приостановить на срок до года воз­можность данной страховой орга­низации осуществлять натураль­ное возмещение.