Финансы под контролем

Центробанк России о простых мерах безопасности при использовании банковских карт.

Способы обмана людей и кражи денег с их банков­ских карт разнообразны – от банального подгля­дывания из-за плеча во время использования клиен­том банкомата и последующего хищения его карты до хакерских атак на программное обеспечение. При этом злоумышленники посто­янно придумывают новые спо­собы хищения денежных средств, в том числе путем рассылки раз­личных СМС-сообщений или теле­фонных звонков от имени сотруд­ников банков, а также различных федеральных ведомств, осущест­вляющих контрольные, надзор­ные и другие функции на терри­тории Калининградского региона.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) реко­мендует всем держателям пла­тежных карт соблюдать основные меры по обеспечению безопасности при получении платежной карты в банке, при ее хранении, исполь­зовании в банкомате, предприя­тиях торговли и услуг, в том числе для оплаты товаров и услуг в сети Интернет.

МОШЕННИКАМИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ СХЕМЫ:

Кража данных карты при расчете

В мошеннических схемах могут участвовать не только посторонние злоумышленники, но и те, кому принято доверять: представители сферы торговли и услуг, банковские работники. Терять бдительность нельзя ни при каких обстоятель­ствах: хищение денег с банковских карт может происходить даже там, где этого никак не ожидаешь.

Часто злоумышленники исполь­зуют следующую схему. Кассир, официант, заправщик, работник банка или любой другой сотрудник, которому гражданин передал пла­стиковую карту для расчета, может сфотографировать, переписать ее данные или просто запомнить их, чтобы потом беспрепятственно рас­считаться картой в интернете.

Это может происходить совер­шенно незаметно. Например, зара­нее включается записывающее видеоустройство (это может быть обычная камера видеонаблюде­ния), на записи с которого карта видна с обеих сторон. В этом слу­чае мошенникам остается лишь отмотать запись на нужное время и переписать данные карты.

Рекомендации:

  1. Не передавать карту посто­ронним, рассчитываясь за покупку или предоставление услуг.

  2. Следить за поведением сотруд­ника, совершающего операцию (нужно насторожиться, если он ведет себя подозрительно – напри­мер, фотографирует вашу карту на мобильный телефон под видом набора номера или CMC).

  3. Если есть такая возможность, завести для расчетов через интер­нет отдельную карту, которая будет храниться в недоступном посто­ронним лицам месте, а на карте, используемой для покупки через POS-терминалы, заблокировать возможность совершения покупок через интернет.

Социальная инженерия

В последние годы мошенники используют психологические при­емы для управления действиями человека, направленные на кражу денег с его карты.

Мошенники могут выступать в роли обычных покупателей на сай­тах бесплатных объявлений или в группах в социальных сетях. Они звонят продавцам и убеждают в своей готовности приобрести пред­лагаемый товар. Общее у таких «покупателей» одно: они находятся где-то далеко, но для того чтобы вожделенный товар не приобрел кто-то другой, они готовы переве­сти часть стоимости или даже пол­ную стоимость немедленно на бан­ковскую карту продавца.

«Покупатель» просит продавца сообщить ему данные карты (код CW2/CVC2, срок действия, ФИО владельца), чтобы зачислить на нее деньги. После того как довер­чивый продавец сообщает мошен­нику эту информацию, с его карты начинают списываться деньги за оплату товаров и услуг, осущест­вляться переводы на другие счета и пр. Мошенники не всегда запра­шивают все данные, необходи­мые для расчетов: часть сведений может быть им уже известна.

В некоторых случаях злоумыш­ленник пытается узнать код из CMC, который приходит на мобиль­ный телефон, – это означает, что с пластиковой картой уже совер­шают мошеннические действия и не хватает только кода подтверж­дения транзакции. Получив такие данные, преступники похищают денежные средства.

Рекомендации:

  1. Не сообщать данные карты, персональные данные и коды, присланные в CMC, посторонним лицам.

  2. Ни в коем случае не давать никому доступ к вашей карте через онлайн-банкинг.

  3. В любых подозрительных ситу­ациях звонить в кредитную органи­зацию, выдавшую карту, по номеру, указанному на оборотной стороне карты.

Также держатели банковских карт могут столкнуться с двой­ным проведением операций по банковскому счету – двойной транзакции.

Совершая оплату в торгово-сер­висной сети, покупатель передает карту оператору, тот проводит ее через считывающее устройство, покупатель вводит ПИН-код (если требуется), и сотрудник сообщает, что произошла ошибка. Затем дей­ствия повторяются еще раз, и тран­закция выполняется успешно, а спустя какое-то время владелец карты обнаруживает, что деньги за покупку списаны дважды.

При этом многие держатели карт не замечают этого даже при нали­чии СМС-информирования, считая вторую CMC о списании средств ошибкой или дублем, так как суммы совпадают.

Такие транзакции легко опроте­стовать и вернуть свои деньги, ино­гда денежные средства восстанав­ливаются на счете через несколько дней.

В основном двойные транзак­ции возникают по причине сбоев при обмене информацией между платежным терминалом и бан­ком. Подобные ситуации возни­кают нередко, и от них практиче­ски никто не застрахован.

Рекомендации:

  1. Подключить опцию CMC-оповещений по операциям своей карты. Если первая транзакция будет совершена успешно, владе­лец карты тут же получит соответ­ствующее CMC-сообщение и сможет продемонстрировать его сотруднику, настаивающему на повторной тран­закции, в качестве подтверждения уже произведенной оплаты.

  2. Если вам поступило два сооб­щения о списании одной и той же суммы, стоит сразу же позво­нить в банк и проверить, действи­тельно ли произошло двойное сня­тие средств со счета.

Помните, что сохранность ваших денег завит от вашей финансовой грамотности в данном вопросе, а также осторожности и бдительно­сти при использовании электрон­ных средств платежа.

Материал подготовлен Отделением по Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации