БАНК РОССИИ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ О МОШЕННИЧЕСТВЕ

news_20160226_201805_1456510685

В последнее время население России все чаще подвергается действиям мошенников, прикрывающихся именем Банка России.

Эти действия направлены в основном на получение злоумышленниками персональных данных (паспортных данных, сведений о банковской карте, PIN-кода) в целях перевода им денежных средств. Учитывая это, Отделение по Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Отделение Калининград) информирует о том, что Банк России принимает от населения обращения и жалобы на деятельность финансовых организаций (кредитных и некредитных), являющихся поднадзорными Банку России, как через специально созданный раздел «Интернет-приемная» на сайте Банка России www.cbr.ru, так и в письменном виде (в том числе в адрес Отделения Калининград: 236022, г. Калининград, ул. Шиллера, д. 2). Можно также позвонить в контактный центр Банка Росси по номеру 8 800 250-40-72 (бесплатный звонок из регионов России).
Одновременно обращаем внимание на следующие наиболее часто встречающиеся мошеннические схемы, основанные на использовании доверчивости граждан.

1. Мошенники по телефону или через SMS-сообщения, представляясь сотрудниками Банка России или его уполномоченными (адвокатами, судебными исполнителями и т. п.), предлагают лицу получить денежную компенсацию за ранее приобретенные товары или оказанные услуги, указывая при этом на необходимость предварительно уплатить «налог», «госпошлину» или «страховой сертификат» (возможны варианты). Деньги, как правило, надлежит переводить на счет некоего физического лица.
Для убедительности мошенники упоминают в разговоре адрес Банка России (Москва, ул. Неглинная, 12), указанный на официальном сайте.
2. Позвонивший по телефону мошенник может представиться адвокатом и даже назвать фамилию из официального списка коллегии адвокатов города или области, также предлагая получить компенсацию за что-нибудь. Потенциальным жертвам могут для убедительности направить даже якобы копии паспорта, служебного удостоверения, судебного решения, исполнительного листа и других документов. Однако на самом деле эти документы являются сфальсифицированными.
В подобных случаях мошенники прежде всего пытаются добиться перечисления им денежных средств по различным основаниям, чтобы потом можно было получить обещанную компенсацию. А если гражданин перечислил деньги, ему могут поступать повторные требования оплат по так называемым дополнительным основаниям.

3. Получила распространение преступная схема, когда по телефону предлагают вложить деньги в «высокодоходный накопительный сертификат в Центральном банке России». При этом их необходимо перевести на счет некоего вымышленного «финансового представителя Банка России». Но связаться с этим «представителем» после перевода денежных средств, естественно, уже не удается.

4. Один из вариантов мошенничества – рассылка SMS-сообщений или звонки гражданам с информацией о том, что их банковские карты якобы заблокированы. При этом в SMS, в строке «Отправитель», отражается номер телефона или текст, который указывает на принадлежность к Банку России (разу­меется, ложную). Например, может использоваться слово «Сentrobank» либо другие слова и словосочетания, которые ассоциируются с Центральным банком. Если получатель сообщения перезванивает по указанному номеру, мошенники, представляясь работниками Банка России, пытаются выяснить у него данные карты, включая PIN-код, либо стараются побудить адресата предпринять некоторые действия с использованием банкомата для вымышленной разблокировки карты.

5. Гражданам обещают выплаты денежных выигрышей, якобы начисленных организациями и фирмами, которые торгуют товарами народного потребления по каталогам. В рекламных буклетах и каталогах подобных фирм указаны названия несуществующих кредитных организаций-партнеров, созвучные с наименованием Банка России (ОАО «ЦБ», ОАО «БР», «Банк Российский», ЦБР и прочее).

Все виды социального мошенничества связаны с невнимательностью, доверчивостью или неосведомленностью потерпевших. Для предотвращения фактов мошенничества рекомендуется следующее:

– проявлять бдительность и не реагировать на сомнительные предложения получения компенсаций за ранее приобретенные товары различного назначения, включая медицинские, поступающие от незнакомых лиц;
– не перечислять деньги на предлагаемые счета и номера телефонов, игнорировать предложения о передаче денег при личной встрече;
– прежде чем принять любое решение, связанное с расходами по предложениям от незнакомых лиц, необходимо внимательно обдумать ситуацию, посоветоваться с близкими;
– перепроверять любую информацию, поступившую от неизвестных вам людей. Если они выступают от имени учреждения (Банка России, Министерства финансов, прокуратуры, коллегии адвокатов и т. п.), целесообразно предварительно позвонить в эту организацию по ее официальным телефонам;
– при получении SMS-сообщения о блокировке банковской карты необходимо немедленно связаться с контактным центром коммерческого банка, выпустившего карту. Причем сделать это по телефонам, указанным на карте, а не в SMS-сообщении. Никому не сообщать PIN-код карты, даже сотрудникам банка. Подлинные сообщения банка, как правило, направляются адресно и содержат последние цифры карты держателя;
– при малейших подозрениях на обман немедленно обращаться в органы полиции.
Необходимо помнить, что, согласно законодательству, Центральный банк Российской Федерации не осуществляет банковские операции с физическими лицами, то есть не работает с населением как с клиентами. Этот запрет распространяется в том числе на начисление и выплату разного рода компенсаций, денежных выигрышей, а также на прием денежных средств, блокировку банковских карт и иные операции с населением. Кроме того, Банк России не рассылает SMS-сообщения и не выплачивает денежные средства, включая компенсации.

Материал подготовлен Отделением по Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ