Телефон-шпион

За нами постоянно следят. Это не паранойя, а реальность. Смартфон – не только идеальный помощник, но и такой же идеальный шпион. Какую информацию получают банки о своих клиентах и как скрыться от всевидящего ока?

Сейчас банки и другие компании анализируют всю возможную информацию о своих клиентах. Это не только финансовые трансакции, но также круг общения и геоданные. В партнерстве с сотовым оператором банк будет знать о человеке больше, чем его ближайшие родственники, – рассказывает портал banki.ru.

«У нас есть самый полный срез информации по нашим клиентам. Это интернет-поведение, геоинформация, звонковая информация. Всю эту информацию мы используем для построения качественных моделей», – рассказал на конференции fin Data – 2018 старший менеджер по исследованию больших данных Tele2 Артем Климов. Оператор предлагает банкам свою помощь в проведении рекламных кампаний.

«С одним из банков у нас был такой кейс. В тот момент, когда клиент заходил в пресс-центр, ему приходило сообщение от банка с предложением кешбэка за покупки в 2 процента. Это позволило увеличить обороты по картам на 7 процентов, а по целевой группе увеличение оборотов составило 31 процент», – сообщил эксперт.

Держим руку на пульсе

Специалисты говорят о том, что в ближайшем будущем идея неприкосновенности частной жизни в ее современном виде исчезнет. «Сбор информации ведется для профилирования клиентов и последующей контекстной рекламы. Производители мобильных устройств и мобильных операционных систем заявляют о том, что собираемая информация анонимизирована и не может быть отнесена к конкретному человеку, но механизмов контроля и проверки этого не предусмотрено. С точки зрения сохранности личных данных ситуация будет только ухудшаться. С развитием IoT (интернета вещей) информацию о человеке, его распорядке дня и привычках начнут собирать не только смартфоны, но и огромное количество других «умных» устройств. С одной стороны, это хорошо, так как позволит обеспечивать бытовой комфорт на принципиально новом уровне. С другой стороны, под угрозой может оказаться сама идея частной жизни», – отмечает начальник отдела консалтинга центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет» Павел Волчков.

Каждый день за нами следят все кому не лень: наш собственный телефон, компьютер или ноутбук, камеры на улице, в транспорте… Защититься от этого совсем, кроме как уехать жить в тайгу, выкинув все гаджеты, невозможно.

Количество информации о пользователях, доступной банкам, с годами будет только расти, говорит технический директор QratorLabs Артем Гавриченков. «Но уже на данный момент банки знают о своих клиентах так много, что любой, кто имеет доступ к данным об активных пользователях финансовых сервисов, получает серьезное понимание того, чем эти люди живут, как ведут свой бизнес, сколько получают и тратят денег. Так, банк, являющийся единственным провайдером финансовых услуг для пользователя, точно знает уровень его дохода, поскольку все поступления на зарплатную карту четко фиксируются в истории движения денежных средств. Помимо этого, банк обладает информацией о том, где человек обедает, покупает продукты, в каких ресторанах любит чаще бывать. Поскольку на сегодняшний день большинство людей расплачивается везде, как правило, пластиковой картой, в результате даже при небольшом (и взаимовыгодном) обмене данными с магазинами и ресторанами банк составляет полный профиль клиента. И в дальнейшем после необходимого усреднения статистические данные о своей клиентской базе банк может продавать любым третьим компаниям», – рассказывает он.

Артем Гавриченков считает, что главное – держать руку на пульсе и оперативно реагировать на появляющиеся новости: когда банки начнут в полной мере использовать данные по частоте посещений аптек, больниц, магазинов и ресторанов при составлении кредитной истории, эта информация достаточно быстро окажется у всех на слуху, и в этом случае для многих людей модель угроз поменяется в отрицательную сторону.

Как сделать жизнь менее прозрачной

Отключите доступ к камере и микрофону
Пройдитесь по настройкам в смартфоне и отключите доступ к камере и микрофону приложениям, которым это, по вашему мнению, не нужно. По умолчанию многие программы это сами себе разрешают и собирают о вас данные. Ну, например, угадайте, как при словах «Привет, Алиса» вам отвечает бот «Яндекса»? Просто микрофон постоянно слушает эфир и реагирует на определенные ключевые слова. А заодно может собирать информацию. Ведь если он не отзывается, это не значит, что он ничего не записывает.

Не регистрируйтесь под реальными данными

«Я бы рекомендовал максимально сократить предоставляемую о себе информацию в интернете, особенно в социальных сетях, по возможности не регистрироваться под реальными данными в различных сервисах. Более радикальной мерой может стать полный отказ от смартфонов и социальных сетей, однако в современных реалиях такой сценарий выглядит крайне утопичным», – говорит Павел Волчков.

Не пользуйтесь зарплатной картой как расчетной

Пользователям следует иметь как минимум две карты: зарплатную (на которой хранятся основные средства) и дополнительную. Расплачиваться в магазинах всегда зарплатной картой крайне не рекомендуется, в том числе из соображений безопасности накопленных на ней средств: для проведения повседневных операций следует использовать вторую карту, и теперь не можем не отметить, что это может быть карта другого банка.

Сегментируйте потоки данных

Можно сегментировать потоки данных – например, завести отдельную карту для строго определенного ряда покупок: в аптеке или поликлинике расплачиваться одной картой, а в ресторане – другой. Подобную сегментацию платежей применять довольно важно, поскольку информация о том, в каких местах мы питаемся, что покупаем и как часто болеем, может быть использована банком для обмена данными со страховой компанией и формирования кредитно-страховой истории клиента.

Позвоните оператору и откажитесь от рассылок

Запретить определять ваше местоположение сотовому оператору невозможно, да и незачем. Но можно отказаться от рекламных рассылок. Тогда вы не будете получать от оператора таргетированные по вашему местоположению рассылки формата «Рядом с вами открылась новая кофейня». Отказаться можно при звонке в кол-центр оператора, через личный кабинет или в салоне связи.