Возможности экспорта будут расширяться

Калининградская область входит в пул лидеров по экспорту среди регионов России, предлагая зарубежным партнерам конкурентоспособный продукт по качеству, потребительским свойствам и цене.

Экспорт товаров открывает новые возможности для развития и масштабирования бизнеса, поэтому многие предприниматели стремятся пробиться на потенциально высокомаржинальные зарубежные рынки.

Как стать экспортером, насколько сложно пошагово пройти весь путь и кто может оказать финансовую и консалтинговую поддержку? Об этом мы говорили с Александром Пряхиным, руководителем Калининградского обособленного подразделения Российского экспортного центра (РЭЦ).

Александр Пряхин, руководитель Калининградского обособленного подразделения Российского экспортного центра

– Регион является одним из ведущих субъектов РФ по доле экспорта в валовом региональном продукте. За счет чего удается держать эту планку?

– Среди 85 субъектов Российской Федерации наша область по несырьевому неэнергетическому экспорту занимает 23-е место с объемом экспорта 1,65 миллиарда долларов США, это хороший результат. В регионе сформирована комплексная система поддержки экспорта, в которую наряду с представительством Российского экспортного центра входит региональный центр координации и поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время на любом этапе экспортного проекта можно получить государственную поддержку. Цели, которые стоят перед нами, обозначены в майском указе президента страны, в частности увеличить к 2024 году объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров до 250 миллиардов долларов. При этом до 100 миллиардов долларов должен вырасти объем ежегодного экспорта услуг, включая образование, медицину, туризм и транспорт.

По итогам 11 месяцев 2018 года доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта товаров и услуг региона составляет почти 90 процентов. Экспорт сырья (нефти, янтаря, необработанной древесины и др. сырьевых товаров) – остальные 10 процентов.

 

– Почему идет рост несырьевого неэнергетического экспорта? Какова динамика экспорта по товарам?

– За 11 месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года рост несырьевого неэнергетического экспорта составляет 67 процентов. Рост показывает экспорт широкого перечня товаров. Особо следует обратить внимание на лидеров роста – традиционно для нашего рынка это продукция сельского хозяйства (рапс, пшеница, соя соевое масло, рапсовое масло), а также полиацетали и полиэфиры, грузовые и пассажирские суда, механическое оборудование, техника, компьютеры, семена льна, сигареты, готовые продукты из мяса и рыбы, деревянные строительные изделия, мебель.

По данным таможни, в числе наиболее активных предприятий-экспортеров Калининградской области – группа компаний «Содружество», деятельность которой сконцентрирована на переработке соевых бобов и рапса; производитель рыбопромыслового оборудования «ФишерингСервис»; «Лесобалт» с поставками изделий из древесины; торговый дом «Экополимеры», экспортирующий пластмассы и синтетические смолы.

Фактически до 80 процентов стоимостного объема всего регионального экспорта обеспечивает пул из 10 крупных компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность. Важно отметить, что сельскохозяйственная продукция в структуре экспорта также занимает более 80 процентов. Этот показатель в агропромышленном комплексе обеспечивает главным образом компания «Содружество».

– Александр Валерьевич, каково участие малого и среднего бизнеса в продвижении товаров на зарубежные рынки?

– Российский экспортный центр – уникальная структура, которая работает одновременно с крупным, средним и малым бизнесом. Одним из приоритетов нашей работы является вовлечение в экспортную деятельность малых и средних компаний. За последние годы увеличилось количество экспортеров и, соответственно, объемы экспорта.

Экспортное направление в настоящее время развивают свыше 340 компаний региона.

– Предприятия каких отраслей наиболее активно осваивают экспортную деятельность?

– В качестве примера могу привести мебельный бизнес, который за 11 месяцев 2018 года увеличил экспорт продукции на 35 процентов и превысил объемы в 4 миллиона долларов США. Известные в регионе компании «Дедал», «Прагматика», «Аквелла» активно осваивают зарубежные рынки. В частности, «Дедал» и «Прагматика» экспортируют свою продукцию в Германию, где наиболее развитый товарный рынок и очень высокие требования, в том числе и к качеству мебели. Но те компетенции, которые наши производители наработали, являются конкурентными, их продукция востребована и по цене, и по качеству.

 

– Расскажите, пожалуйста, о тех мерах поддержки, которые получают компании, стремящиеся пополнить список экспортеров и выйти на европейский и даже на мировой уровень.

– Меры государственной поддержки (финансовые и нефинансовые) экспортеры получают достаточно большие. На каждом этапе жизненного цикла экспортного проекта предприниматели могут получить поддержку: от выбора рынка сбыта до поиска покупателя, консультацию по требованиям рынка и прохождению сертификационных процедур, защиты интеллектуальной собственности, продвижению продукции на выбранных рынках (выставки и бизнес-миссии), консультацию по логистике и таможенным процедурам. Важнейшей мерой поддержки является возможность бесплатного обучения по уникальной программе Школы экспорта Российского экспортного центра.

Существуют также специальные меры поддержки, в частности транспортные субсидии, компенсирующие до 80 процентов затрат по поставке продукции за рубеж.

Для продвижения продукции на зарубежные рынки разработаны механизмы поддержки по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях, с перечнем приоритетных выставок можно ознакомиться на нашем сайте www.exportcenter.ru.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 488 от 24 апреля 2017 года для крупного бизнеса этим направлением можно воспользоваться на условиях софинансирования до 50 процентов затрат, для малого и среднего бизнеса – до 80 процентов.

В прошлом году при нашей поддержке в профильных выставках и ярмарках приняли участие 16 калининградских предприятий.

Российский экспортный центр предоставляет очень выгодные условия для финансирования экспортной деятельности. В состав группы РЭЦ входят Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и специализированный банк «Росэксимбанк». Используя финансовые инструменты, экспортер может предоставлять своим покупателям очень выгодные условия по отсрочке платежа, получению льготных кредитов на предэкспортной и постэкспортной стадиях.

– Безусловно, экспорт товаров открывает для предпринимателей большие возможности. Но при желании наладить даже единичные поставки за рубеж они неизбежно сталкиваются с препятствиями, не зная особенностей нового рынка, не умея просчитать риски, не зная о продвижении своего товара и его логистике. Какую помощь в этом случае может оказать бизнесу подразделение РЭЦ?

– Наша задача – показать экспортеру, как правильно выбрать рынок, найти на этом рынке покупателя, помочь сформировать систему продаж и поддержать его субсидированием, льготным финансированием.

Тем компаниям, которые только начинают свою экспортную деятельность, мы предлагаем обучающий проект. Была разработана специальная программа для малого и среднего бизнеса, для руководителей предприятий. Чтобы принять решение об экспорте, сам предприниматель должен четко представлять, с какими трудностями столкнется, чтобы в дальнейшем минимизировать риски. В этом мы ему должны помочь.

В настоящее время наше подразделение может оказать консультацию любому предпринимателю по подготовке плана экспортной деятельности и получению мер государственной поддержки.

– Есть успешные примеры рождения новых экспортеров?

– Таких примеров достаточно много. Уместно назвать предпринимателя Елену Данилову (бренд «Русская корона»), которая делает кокошники ручной работы. Мы помогли ей выйти на международную интернет-площадку, в результате был заключен оптовый контракт с покупателем из Бразилии. Успешно на экспорт работает известный калининградский экспортер «Знаменский композитный завод», поставляющий свою продукцию в Румынию, США, Латвию.

Также хотелось бы отметить Калининградский мотозавод, который поставляет мотобуксировщики в Америку, Канаду, Европу. Этот калининградский производитель, работающий в сегменте среднего бизнеса, добился стабильности бизнеса благодаря выходу на зарубежные рынки.

Поддержку РЭЦ получил также «Рыбтехцентр», производящий оборудование для пищевой рыбной промышленности. У него заключен контракт с Марокко.

Еще один экспортер, работающий с нашей поддержкой, – компания «Вера» (производство пеллет, топливных гранул премиум-класса).

Мы отмечаем двукратный рост обращений калининградских предпринимателей по вопросам экспортной деятельности. В 2018 году Российский экспортный центр оказал региональным компаниям свыше 500 различных услуг.

– Александр Валерьевич, в 2018 году экспортеры при участии РЭЦ объединились в ассоциацию. Какие задачи решает новое деловое сообщество?

– Целью Ассоциации экспортеров Калининградской области является поддержка деятельности региональных экспортеров несырьевого сектора экономики. Возглавил ее владелец компании «Калининградский мотозавод» Дмитрий Сивков, который с позиции своего опыта считает, что наш регион – прекрасная площадка для успешного старта российских предпринимателей на зарубежных рынках. В настоящее время основными направлениями работы ассоциации стало развитие логистических возможностей нашего региона. Ассоциацией заключен ряд соглашений о сотрудничестве – в частности, с оператором железнодорожного маршрута Китай – Европа, с сервисным партнером «Алибаба» в России компанией PAL. Ассоциация активно участвует в работе экспортного совета при губернаторе Калининградской области.

– В какие страны регион сегодня экспортирует товары?

– Сначала приведу общую статистику. Доля СНГ по экспорту – всего 11,8 процента, Европа – 40,9 процента, Ближний Восток и Африка – 11,7 процента, Америка – 15,1 процента, Азиатско-Тихоокеанский регион – 8 процентов, трейдеры и офшоры – 12,5 процента.

Топ-10 стран несырьевого неэнергетического экспорта – это Нидерланды, Норвегия, Белоруссия, Алжир, Финляндия, Китай, Мексика, Германия, Польша, США.
Экспортные интересы представлены также и в других странах – Кубе, Литве, Дании, Швеции, Турции… Всего около 100 стран.

Наша задача – обеспечить рост количества экспортеров, показать, что экспорт – это возможно, и помочь калининградским предпринимателям выйти на зарубежные рынки.

 

АО «Российский экспортный центр» – государственный институт поддержки несырьевого экспорта, предоставляющий российским экспортерам широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки.

 

Светлана Фролова
Фото из архива компании

Калининград, Пл. Победы, 10, оф. 708 (бизнес-центр «Кловер»)
Тел. раб. 8(4012)53-68-53
Тел. моб. +7(906)234-43-79
e-mail: pryakhin@exportcenter.ru
www.ExportCenter.ru