Раиса Кривченкова: призвание – служить школе

Если чего-то страстно желать, то мечта непременно сбудется. Реальность ее воплощения зависит от вложенного труда, упорства и искреннего стремления достичь цели.

Директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №48» Раиса Кривченкова с раннего детства мечтала стать настоящим учителем, наставником. И преуспела в этом.

– Мечта стать учителем у меня появилась лет в шесть. Никогда не забывала об этом, пока сама училась в школе. Уже тогда понимала, что это мое призвание. У меня была склонность к литературе, к изучению языков – русского, иностранного. После окончания школы планировала поступать в Калининградский государственный университет на иняз, но конкурс был очень высокий. Испугалась не конкурса, а того, что если не наберу нужного количества баллов, то это может стать преградой на пути к осуществлению моей заветной мечты. Поэтому я решила поступать на факультет географии – и ни разу не пожалела об этом: получила хорошее и разностороннее образование. География – многогранная наука, которая дает большой объем знаний. Когда начинала преподавать географию, предмет не был в большом почете, потому что мы практически никуда не выезжали. Изменились времена. Сегодня появилась возможность изучать мир не только по учебникам, а путешествуя по стране и миру, поэтому вырос и престиж этого предмета среди учащихся. Кстати, по некоторым данным, руководителями в сфере образования очень часто становятся именно географы.

– На какие этапы вы бы разделили свою профессиональную деятельность?

– Первый и главный этап моей профессиональной биографии – это учительство. Еще не окончив вуз, я уже работала в школе лаборантом, пионервожатой. Прошла все ступеньки, знаю изнутри, как устроен этот сложный и постоянно находящийся в развитии организм под названием «школа». Затем работа методистом в управлении образования мэрии Калининграда и, наконец, руководителем образовательного учреждения. Особенность каждого этапа я бы определила по степени ответственности. Учитель – это прежде всего ответственность перед учениками и родителями. Методист – ответственность за собственное педагогическое мастерство, умение передать знания своим коллегам. Директор образовательной организации – это совершенно иная степень ответственности: перед учениками, родителями, педагогами и в конечном итоге перед социумом, потому что мы выполняем задачи, которые ставит перед нами сама жизнь. В общей сложности системе образования я служу более 25 лет.
Чтобы пополнить свои знания, в 2007 году окончила Северо-Западную академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «государственное и муниципальное управление».

– Не каждый учитель становится директором школы. Какими качествами, Раиса Аркадьевна, по-вашему, должен обладать руководитель образовательного учреждения?

– В каждом человеке есть какие-то особые черты характера, которые дают импульс к тому, чтобы он в перспективе стал руководителем. Плюс определенный багаж знаний, опыт, умение управлять людьми. И конечно, необходимо много работать над собой. Руководитель общеобразовательного учреждения – это, на мой взгляд, прежде всего учитель-наставник с большой буквы, профессионал, психолог, человек, способный создать команду единомышленников, умеющий общаться с разными людьми: учениками, родителями, техническим и педагогическим персоналом, с вышестоящим руководством и с партнерами. Важно уметь вести диалог с каждым, непременно творчески подходить к делу, ведь школа – это работа с детьми. И еще думаю, что одним из важных направлений деятельности директора школы является стратегический менеджмент, то есть умение выстраивать пути развития учебного заведения на перспективу, при этом важно не бояться брать на себя ответственность.

– А лично для вас что является самым сложным на посту директора школы? Какова ваша миссия?

– Самое сложное – сказать нет человеку, будь то ученик или взрослый. Когда принимаешь какое-то решение, то иногда бываешь вынуждена дать отрицательный ответ. На первый план я всегда ставлю интересы школы. Но для меня важно, чтобы «нет» было мотивированным, убедительным, обоснованным.
Что касается миссии, моего призвания, то попробую объяснить так. В моем кабинете висит одна из работ известного детского фотохудожника Анне Геддес. Это не просто предмет интерьера. Мне кажется, что это фото отражает ту миссию, которую я выполняю: вырастить из младенца человека, достойного современного общества. В технологичном, быстро меняющемся мире возрастает степень ответственности за то дело, которому ты служишь. А на педагогов возлагается особая миссия по формированию у молодежи такой системы ценностей, которая бы соответствовала всем национальным интересам нашей страны.

– Какие моменты в вашей трудовой биографии были самыми яркими?

– Когда я, молодая учительница, впервые вошла в класс. Сбылась мечта, к которой шла много лет. И еще один незабываемый момент. В 2007 году в нашей школе был уникальный выпуск: 11 учащихся стали медалистами. До сих пор помню те волнение и радость, с которыми я вручала им награды. Мы очень внимательно следим за дальнейшей судьбой наших выпускников. И с большим удовлетворением отмечаем, что многие из них поступают учиться в различные вузы России, причем не на коммерческой основе, а на бюджетной. Это говорит о качестве полученных знаний.

– Чтобы добиться таких результатов, вероятно, всему педагогическому коллективу пришлось немало потрудиться?

– Да, у нас хороший коллектив, способный работать как одна сплоченная команда. То, что поселок Прибрежный, где расположена наша школа, несколько удален от Калининграда, делает учеников и учителей еще более дружными. Педагоги постоянно проходят аттестацию, имеют первую и высшую квалификационные категории. Неоднократно они становились победителями и лауреатами конкурса профессионального мастерства «Учитель года».

Большую роль в обучении играет современное материально-техническое оснащение. По уровню компьютеризации 48-я школа не уступает любой другой калининградской школе. Наши учащиеся постоянно участвуют в конкурсах, олимпиадах, показывают хорошие результаты, и мы этим очень гордимся. Совсем недавно они успешно принимали участие во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ имени Дмитрия Менделеева в Москве.

– Раиса Аркадьевна, большая часть вашей жизни проходит на работе. Никогда не было сожаления о том, что у вас была бы другая судьба, выбери вы иную профессию? Кто вас поддерживает по жизни?

– В душе я учитель! Это главное. И этим все сказано. Я не говорю: «Работать в школе». «Служить школе» – вот для меня более емкое и правильное определение того, чем мы, учителя, занимаемся изо дня в день, из года в год, не теряя при этом выдержки, оптимизма, понимания важности нашего труда. А поддержку и понимание мне дает моя семья: муж, дочь и сын. Дети уже взрослые, подрастают внуки. Кстати, мои внуки учатся в школе, которой я руковожу, хотя живут они в другом районе города. Почему? Объяснение лежит, что называется, на поверхности. Я уверена, что в средней общеобразовательной школе № 48 дети получают хорошее образование. Доверяю своему педагогическому коллективу, имеющему общие образовательные цели и много делающие для их достижения.

Светлана Миля
Фото из личного архива

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № ОО — 1658 от 16 февраля 2016 года. Серия: 39 Л01 № 0000727