Трасса «Таврида» – основа развития новой дорожной инфраструктуры Крыма

Масштабный инженерный проект новой автотрассы «Таврида» в настоящее время успешно реализует на территории Республики Крым санкт-петербургская компания «ВАД», имеющая за плечами более чем 25-летний опыт строительства современных высококачественных автомобильных дорог во многих регионах России.

«Таврида» стала первой федеральной трассой на полуострове, её строительство началось в 2017 году в рамках Федеральной целевой программы, и стало новым этапом развития территории после возвращения Крыма в состав России. Принятие Правительством РФ концепции транспортной стратегии юга России, в которую вошли краснодарские автодороги на подходах к Керченскому проливу, Крымский мост, автоподход к нему со стороны Керчи и новая трасса «Таврида», изменило не только будущую дорожную карту Крыма, но и создало условия для экономического развития полуострова, роста уровня жизни самих крымчан.

Николай Евсюков, заместитель генерального директора по производству АО «ВАД», Почётный дорожник России

Как рассказал заместитель генерального директора по производству АО «ВАД» Николай Евсюков, для Крыма строительство новой автомобильной дороги от Керчи до Севастополя было жизненно необходимым. Старая керченская трасса, ставшая основным путём доставки грузов с материковой части России, явно не справлялась с возросшей нагрузкой. Поэтому реконструкцию керченской трассы со строительством совершенно новых участков в обход Феодосии, Белогорска, Симферополя и Бахчисарая вплоть до объездной дороги города-героя Севастополя сразу включили в ФЦП. В качестве заказчиков выступили ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» и департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополь. Стоимость проекта превышает 140 миллиардов рублей. Строительство ведётся за счёт федерального бюджета.

Перед генеральным подрядчиком АО «ВАД» стояла ответственная задача: за неполные четыре года построить и реконструировать 250,7 километра дороги, возвести 18 транспортных развязок, 30 надземных пешеходных переходов, 23 проезда для сельхозтехники, устроить 472 водопропускные трубы, переустроить тысячи километров различных коммуникаций. Забегая вперёд, скажем, что только многолетний опыт, современное техническое оснащение, применение инновационных технологий и слаженная деятельность команды профессионалов обеспечили возможность реализации такого сложного проекта в намеченные сроки. В конце марта 2020 года работы на строительстве «Тавриды» были выполнены на 86 процентов.

В Крыму компания «ВАД» построила ещё один объект – автоподход к Крымскому мосту протяжённостью 8,6 километра. Его официальное название звучит как «Строительство автомобильной дороги и автомобильного подхода в г. Керчь к транспортному переходу через Керченский пролив». Официальный старт работам был дан 22 февраля 2017 года, когда Роман Старовойт, руководивший «Росавтодором» в те годы, глава Республики Крым Сергей Аксёнов и генеральный директор АО «ВАД» Валерий Абрамов заложили памятный камень, символизирующий начало стройки.

Работы на объекте велись круглосуточно, рассказал Николай Евсюков, как собственными силами, так и с привлечением в качестве субподрядчиков специализированных организаций. Это позволило в мае 2018 года к началу туристического сезона запустить рабочее движение для легковых автомобилей и автобусов, с 1 октября – открыть грузовое движение, а в конце декабря 2018 года – полностью ввести автоподход в эксплуатацию. В настоящее время четыре полосы движения обеспечивают безопасный проезд всего транспорта, который пересекает Керченский пролив по Крымскому мосту. Пропускная способность автоподхода равна пропускной способности моста и составляет до сорока тысяч машин в сутки.

Автомобильная часть Крымского моста и автоподхода со стороны должны были выйти на современную автодорогу, пропускная способность которой позволила бы без пробок принять весь транспорт – как въезжающий в Крым, так и выезжающий с полуострова. Этой автодорогой стала трасса «Таврида».

Строительство федеральной трассы «Таврида», которая проходит через весь полуостров от Крымского моста до Севастополя, было разделено на семь этапов, шесть из них проходят по территории Республики Крым (237,5 километра), один – Севастополя (13,2 километра). Осенью 2017 года были развёрнуты подготовительные работы на всех шести этапах от Керчи до Бахчисарайского района: подготовлены стройплощадки, начата доставка строительных материалов, проведена очистка территории строительства от взрывоопасных предметов, начаты археологические раскопки, переустройство сетей. В декабре 2017 года АО «ВАД» приступил к строительным работам на седьмом севастопольском участке «Тавриды».

Согласно контракту, строительство главной транспортной артерии Крыма велось в две очереди. Первая очередь строительства, протяженностью 190 километров, была реализована в декабре 2018 года и обеспечила быстрый и удобный проезд от Керчи до Симферополя по двум полосам движения в обход «вечной» многочасовой пробки в районе посёлка Береговое перед Феодосией. Строительство второй очереди трассы даст возможность автомобилистам проехать по четырём полосам движения через весь полуостров: от Крымского моста до Севастополя уже в сентябре текущего года.

Размах, с которым строилась и реконструировалась дорожная инфраструктура Крыма, сложно представить. По словам заместителя генерального директора по производству АО «ВАД» Николая Евсюкова, на «Тавриде» применён совершенно новый для России способ подбора состава асфальтобетонных смесей, который разрабатывался в лабораторных условиях с учётом климатических особенностей Крыма за последние два десятилетия, существующей и перспективной транспортной нагрузки. Это позволяет значительно повысить износостойкость дорожного покрытия и его сопротивляемость колееобразованию.

Асфальтобетон для строительства выпускается на пяти асфальтобетонных заводах, установленных компанией «ВАД» в районе Керчи, Батального, Старого Крыма, Цветочного и Севастьяновки. Это даёт возможность своевременно поставлять смесь на все участки укладки, не допуская потери необходимых температур. В общей сложности на «Тавриде» уложено уже более 2,3 миллиона тонн асфальтобетона. В марте этого года с приходом раннего даже для Крыма тепла генподрядчик строительства трассы «Таврида» начал укладывать третий финишный слой асфальтобетона. Работы ведутся круглосуточно.

Для повышения темпов строительства земляного полотна и устройства основания дорожной одежды используются 3D-системы автоматического позиционирования рабочих органов техники, позволяющие в автоматическом режиме определять свои координаты в пространстве по спутникам ГЛОНАСС/GPS. Помимо улучшения показателей производительности, системы уменьшают традиционную ручную геодезическую разбивку, дают возможность с высокой точностью выполнять работы в тёмное время суток.

Масштабная стройка требует рабочих рук, квалифицированных специалистов, способных управлять современной дорожно-строительной техникой. На крымском объекте парк дорожно-строительной техники компании «ВАД» без учёта мощностей субподрядных организаций насчитывает 1300 единиц, самосвальной техники – более 270 автомобилей. Для соблюдения графика работы осуществляются посменно круглые сутки одновременно на всех этапах. Как рассказали в строительном управлении АО «ВАД» по Республике Крым, в «пиковые» периоды времени при совмещении работ на разных участках на объектах трудятся от трёх до пяти тысяч человек – сотрудники линейного персонала и инженерно-технические специалисты. На строительство «Тавриды» активно идут жители Крыма и Севастополя – они составляют приблизительно половину трудового состава компании.

По расчетам Минтранса Крыма, с введением в строй нового объекта дорожной инфраструктуры значительно сократится время в пути. По комфортной, надёжной и безопасной автотрассе от Керчи до Симферополя можно будет доехать меньше, чем за два часа, а от Керчи до Севастополя – потратить на дорогу менее трёх часов. Раньше этот путь занимал вдвое больше времени.

Осталось совсем немного до того момента, когда в торжественной обстановке будет перерезана красная ленточка, символизирующая открытие новой трассы. По четырём полосам автодороги от Керчи до Севастополя движение будет запущено в сентябре. Ввод трассы «Таврида» в эксплуатацию запланирован на декабрь 2020 года.

Григорий Назаров, Светлана Фролова
Фото из архива компании