Амплитуда инвестиционного маятника

Вице-премьер регионального правительства Александр Шендерюк-Жидков рассказал о работе над новым законом о Калининградской области и других инструментах, с помощью которых власти региона планируют вернуть Янтарному краю инвестиционную привлекательность.

В прошлом году в связи с «проблемой-2016» в Калининградской области заработали сразу несколько мер поддержки местного бизнеса. Одна из них – субсидии на поддержку труда. Насколько востребованной, полезной и эффективной оказалась эта мера для предприятий?

– Всего за прошлый год этой мерой поддержки воспользовались 140 калининградских компаний; субсидии обеспечили сохранение не менее 15 тысяч рабочих мест.

– Общая сумма субсидий, перечисленных компаниям, достигла почти 26 миллиардов рублей. Отмечу, что механизм оформления и выплат субсидий был налажен достаточно быстро. Также оперативно были отшлифованы какие-то недоработки, например, в части сроков оформления документов. К этому проекту со стороны бизнеса претензий нет.

– Изначальная сумма субсидий на 2016 год составляла совершенно фантастическую для региона сумму – 66 миллиардов рублей. Почему объем поддержки был сокращен в 2,5 раза?

– Объем субсидий рассчитывается исходя из прогнозных потребностей предприятий. В 2015 году, когда разрабатывался порядок их предоставления, этот показатель формировался на основе данных 2014 года. Условия хозяйственной деятельности меняются, и два года спустя предприятиям потребовался меньший объем поддержки. Но все заявки предприятий, оформленные в надлежащем порядке и соответствующие условиям предоставления субсидий, были выполнены в необходимом объеме. В 2017 году на эти цели предусмотрено 44,7 миллиарда рублей.

– Еще одна мера поддержки заработала на рынке железнодорожных грузовых перевозок.

– Верно. На эти цели более полумиллиарда рублей получили порядка двух десятков компаний. Причем лимит по этой категории субсидий был исчерпан еще в ноябре, и заявки на эту субсидию, которые поступали позже, будут профинансированы в первом квартале нового финансового года.

– После завершения переходного периода – с 1 апреля 2016 года – у калининградских предприятий появилась головная боль в виде процедуры идентификации иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. На чем, как говорится, сердце успокоилось с этой проблемой?

– Совсем не успокоилось. И оснований для спокойствия не будет, пока мы не получим нормативный документ Минфина, в ведении которого сейчас находится таможня, с упрощенным порядком этой процедуры. Пока же сложившаяся практика является неоправданно сложной и затратной для бизнеса. Предприятия предпочитают платить пошлину за готовые изделия, нежели нести временные и стоимостные издержки, связанные с идентификацией.

Главная задача – сделать процедуру настолько простой, чтобы бизнесу самому было выгодно идти в сторону идентификации. Для этого считаем необходимым оптимизировать не только таможенные процедуры, но и систему учета на предприятиях. Нужен баланс между содержанием требований таможенных органов и затратами, которые несут предприятия на их исполнение. С одной стороны, бизнес хочет упрощения, с другой – государство и надзорные органы должны быть уверены, что бизнес не злоупотребляет полученными льготами. Мы заинтересованы в том, чтобы всем субъектам хозяйственной деятельности было работать просто, но показывали, что они работают правильно, чтобы не возникало предположений о том, что Калининград – это «черная зона». Это не так. Калининград – это то место, где любой бизнесмен может доказать, откуда и как он получил товар или его произвел. Такой процедуры контроля, которая организована на территории нашего региона, нет нигде в России. В то же время очевидно, что это не задача бизнеса – доказывать, что он не нарушает законодательство.

В решении этого вопроса мы сотрудничаем с одним из ведущих российских экспертов по вопросам внешнеэкономической деятельности – руководителем Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Галиной Баландиной. Она считает, что в итоге мы придем к вариабельности разных решений по применению процедуры идентификации: в зависимости от того, что за производство, какие виды сырья компания использует, покупает она сырье непосредственно за границей или берет здесь, у местных компаний, и так далее.

– Новый глава региона Антон Алиханов заявил, что Калининградской области предстоит вернуть прежний статус самой привлекательной для инвесторов территории России. Какими инструментами будет достигаться эта цель?

– Комплексно, шаг за шагом. Первые шаги уже сделаны и дают отдачу. Например, после троекратного – со 150 до 50 миллионов рублей – снижения минимального инвестиционного порога для компаний, желающих стать резидентами ОЭЗ, в прошлом году на этот статус заявились в два раза больше компаний, чем в 2015-м. Напомню, преференция по 50 миллионам утверждена для инвесторов, реализующих проекты в приоритетных для региона отраслях: туристско-рекреационной, санаторно-курортной, в сфере профилактики заболеваний и медицинской реабилитации, обрабатывающих производствах, рыболовстве, рыбоводстве и сельском хозяйстве. Объем заявленных инвестиций компаниями-650-миллионниками составляет почти миллиард рублей, а количество сотрудников при выходе на проектные мощности составит порядка тысячи человек.

Есть принципиальная и согласованная с вице-премьером РФ Дмитрием Козаком позиция – снизить уровень входа в резиденты ОЭЗ для двух категорий инвесторов: для медицинского сектора – до 10 миллионов рублей и для IT-бизнеса – до одного миллиона. Изначально рассматривался вариант с полной отменой порога для предприятий IT. Кроме того, в правительстве области разрабатываются предложения по упрощению налогообложения для малого и среднего бизнеса в сфере информационных технологий. Поддержка IT-сектора – это общероссийский и даже мировой тренд, и мы хотим этому тренду соответствовать.

В прошлом году совместно с предпринимательским сообществом и федеральными структурами правительство области разработало комплекс уникальных механизмов. Разработаны поправки в действующий федеральный закон о калининградской ОЭЗ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и другие российские законодательные акты. Этот пакет документов, названный новым законом о Калининградской области, должен дать бизнесу самого западного российского региона уникальные преференции. Некоторые льготы перешли в калининградский законопроект из других законодательных актов, некоторые не имеют аналогов в нашей стране. Но самые смелые наши предложения оправданны. Не только потому, что мы форпост России на Западе, соседствуем с Европой и должны быть примером эффективной, передовой экономики. В первую очередь нужно минимизировать проблемы и риски, которые возникают у местного бизнеса из-за нашего эксклавного положения.

– Предполагалось, что в Калининградской области появятся льготы ТОРов – территорий опережающего развития.

– Полностью переносить режим ТОРов мы не хотим, потому что этот режим предполагает реализацию льгот на ограниченной территории, например промышленного парка. Но одну из торовских льгот – по социальным взносам – мы заимствуем и распространяем на всю территорию Калининградской области. Кроме того, если инициатива обретет законодательную силу, процесс доступа к сниженным ставкам по взносам в страховые фонды для калининградского бизнеса будет значительно упрощен. Нагрузка по соцвзносам снизится в несколько раз – с нынешних 30 до 7,6 процента. Это огромнейшая экономия для предприятий с большим количеством рабочих мест и эффективный механизм ухода от серых зарплат.

Выгодной эта льгота может стать и для небольших компаний, с небольшим оборотом, но высокой долей человеческого капитала в себестоимости: IT-бизнес, медицина, биотехнологии. А это немаловажно, учитывая традиционно высокую долю малого и среднего бизнеса в экономике региона.

Мы также предложили применить в Калининградской области льготную ставку налога на прибыль для предприятий, которые покупают и продают свои товары за рубежом. В этом случае стимул для работы в Калининградской области получают трейдерские компании, использующие большие капиталы и высокопрофессиональную рабочую силу.

– На какой стадии находится работа с этими нововведениями?

– Документы согласованы почти на всех уровнях. Следующий шаг – рассмотрение в Госдуме.

Михаил Кузнецов
Фото пресс-службы правительства Калининградской области