Бизнес и власть: курс на сближение

Предприниматели задали врио главы регионального правительства Антону Алиханову более 130 вопросов, касающихся в основном логистики и принятия нового закона о Калининградской области.

Встреча главы регионального правительства Антона Алиханова и представителей бизнеса прошла в формате открытого диалога. Модератором выступил Феликс Лапин

Феликс Лапин, президент Союза «Калининградская торгово-промышленная палата»:
– Весь комплекс вопросов и предложений, поступивших к сегодняшнему заседанию, мы попытались свести к ключевым темам, иначе общение наше затянется часов на восемь. Как показывает опыт 2016 года, от того, насколько эффективно общение бизнеса и власти, зависит развитие экономики региона. Если вы помните, начало года было «трагичным»: мы столкнулись с «проблемой-2016», но преодолели ее именно благодаря совместным усилиям.

Антон Алиханов, врио губернатора Калининградской области:
– Думаю, в будущем мы будем встречаться не реже чем раз в месяц, так как нам важно, чтобы все наши министерства своевременно получали обратную связь от делового сообщества и работали эффективно, без формализма. Предваряя вопросы, начну с закона о развитии Калининградской области, в котором заложены внушительные меры поддержки бизнеса. Мы имеем по нему более 40 замечаний и разногласий технического характера, и уже понятно, что принципиальные моменты останутся неизменными. Во-первых, это имплементация льгот в части страховых платежей, которые будут увязываться с уровнем зарплаты. Во-вторых, поправки в режим особой экономической зоны, который мы хотим продлить до 2095 года, – здесь нужны решения в части Налогового кодекса. В-третьих, это электронная виза для иностранных граждан, которую будем вводить, скорее всего, одновременно с Владивостоком. А также возможность более широкого использования в Калининградской области иностранных специалистов и признание в регионе дипломов стран Евросоюза. Особая экономическая зона предполагала создание территории низких издержек, и мы идем в этом направлении. Мы предлагаем для личной техники оставить утилизационный сбор, а для специальной – отменить (это протекционистская мера).

Нинель Салагаева, врио министра экономики региона:
– Подписано распоряжение, которое касается выделения средств на поддержку рынка труда. Дополнительно нам выдали 1,3 миллиарда рублей, так как с конца прошлой недели мы работали в минус (у нас закончились средства, которые были выделены из федерального бюджета).

Уточним, что предоставление субсидий резидентам особой экономической зоны и юридическим лицам было введено в России с первого апреля и до конца 2016 года по поручению президента РФ. Выделенный федеральным бюджетом лимит был использован на 100 процентов (сумма субсидий в 2016 году превышает 67 миллиардов рублей), и федеральные власти приняли решение о дополнительных средствах на эти цели. После отмены таможенных преференций эта мера поддержки позволяет сохранить на прежнем уровне условия работы.

Большой блок вопросов ожидаемо касался логистического комплекса. Эксклавность Калининградской области всегда оказывала влияние на предпринимательскую деятельность и – шире – экономику региона, – добавил президент Союза КТПП.

Феликс Лапин:
– В советское время транспортный комплекс Калининградской области был самостоятельной отраслью и занимал удельный вес в экономике Калининградской области. Географическое положение в советское время позволяло иметь существенный объем добавленной стоимости. После развала СССР стало развиваться направление «запад – восток» и транзитный потенциал региона. Сейчас транспортный комплекс стагнирует, так как транзита нет. По данным 2008 года, перевезенного груза было 18 миллионов тонн, из них 15 – это транзит. У многих бизнесменов назрел вопрос, как будет развиваться это направление дальше, стоит ли ждать субсидий от государства.

Антон Алиханов:
– Самый сложный комплекс вопросов для меня – это логистика. Я встречался со многими перевозчиками, общался с ними, но ни у кого нет единого мнения, что конкретно нужно делать. Спроси мнения двух человек, занимающихся логистикой, – получишь два и больше ответа, причем с оттенком отраслевого лоббизма. У каждого свои убедительные примеры и статистика. С моей точки зрения, субсидирование транзитных грузоперевозок – неверный вид субсидирования: мы кладем деньги в карман литовцам и полякам. Им ничего не мешает увеличивать тарифы и, таким образом, пополнять свои бюджеты. Я думаю, правильнее поддерживать паромное сообщение, но только в том случае, если будет увеличен уровень загрузки. Автоперевозки субсидировать нереально: это большие затраты, и федеральный центр никогда не согласится. Субсидирование железнодорожных перевозок не решит проблемы регионального бизнес-сообщества, так как в итоге все пойдет в карман нескольким крупным компаниям.

Представители бизнес-сообщества попросили также региональные власти оказать содействие по получению в Калининградской области разрешений на горные работы и движение большегрузных автомобилей. Сейчас за такими документами приходится ездить в Москву. Об этой проблеме заявил Игорь Плешков, который выступил от лица Ассоциации недропользователей Калининградской области. Леонид Степанюк согласился с тем, что предложение должно быть рассмотрено.

Леонид Степанюк, председатель комитета Союза КТПП по транспорту и таможенной политике:


– Кроме того, хочу напомнить еще вот о чем: лет десять назад у нас в Калининграде выдавалось разрешение на негабаритные большегрузы, сейчас за этим документом надо ездить также в столицу. Таким образом, калининградские предприниматели теряют драгоценное время – оформление затягивается примерно на месяц.

Глава региона дал ряд поручений руководителям профильных министерств, чтобы исправить эту ситуацию.
На отсутствие порядка в отрасли указали представители туристической индустрии. Было даже озвучено предложение организовать туристическую полицию. Однако эта идея не нашла отклика у региональной власти.
– Для понимания: туристическая отрасль – это один процент валового регионального продукта, – напомнил Антон Алиханов.

Андрей Ермак, врио главы министерства культуры и туризма Калининградской области:

– Ситуация с оказанием услуг в туристической сфере и простая, и сложная. Ваши предложения по борьбе с нелегальными туристическими компаниями должны быть не только обоснованы, но и вами поддержаны. А с поддержкой инициатив самими турфирмами, получается, есть проблемы.

Далее был озвучен ряд вопросов, касающихся федеральных программ, продление которых оказалось под вопросом. В частности, многие строительные компании рассчитывали на программу переселения из ветхого и аварийного жилья, но из-за отсутствия средств ее действие на 2017 год приостановлено. Антон Алиханов рассказал также о сокращении объемов поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне (государство намерено переводить поддержку в режим госзаказа). Областное софинансирование в этой области будет осуществляться через две организации: фонд поддержки МСП и фонд развития промышленности.

Тем не менее в пакет действенных мер, направленных на поддержку калининградского бизнеса, входит субсидирование железнодорожных перевозок грузов в калининградском направлении. С 1 апреля 2016 года было подано 185 заявлений о предоставлении таких субсидий (финансовую помощь на общую сумму свыше полумиллиона рублей получили 17 юридических лиц), льгота сохранится и в 2017 году.

После того как Феликс Лапин озвучил самые острые проблемы бизнеса, все желающие смогли задать вопросы лично.
Идею создания нового выставочного центра на острове Октябрьский Антон Алиханов назвал нецелесообразной.

Антон Алиханов:
– Из-за транспортной ситуации в Калининграде местоположение нового комплекса вызывает вопросы. Что касается «Балтик Экспо», то мое мнение таково: закрывать его не нужно, но в таком виде он тоже существовать не должен.
Некоторые вопросы касались чемпионата мира по футболу 2018 года.

Станислав Солнцев, юрист, представитель федерации малого и среднего бизнеса:

– Дело в том, что уже в апреле 2017-го у многих владельцев нестационарных торговых объектов (а именно сотни таких бизнесменов объединяет наша федерация) заканчиваются договоры на размещение. Несмотря на определенное понимание со стороны администрации, многим предпринимателям предлагается переехать из центра на окраины. Тем не менее, юридическая возможность не менять дислокацию существует (прецедент имел место при прежних градоначальниках и губернаторах). Мы бы хотели создать комиссию из представителей Минпрома и городской администрации, для того чтобы помочь бизнесменам остаться в городе, а не на его окраинах.

Антон Алиханов согласился с необходимостью такой комиссии.
Глава области прокомментировал еще около десяти вопросов, которые касались таможенного оформления, налогового администрирования и газификации.
В завершение президент Калининградской торгово-промышленной палаты Феликс Лапин подчеркнул, что все вопросы, которые не успели рассмотреть, будут переданы в профильные министерства Калининградской области и без ответа не останутся.

Екатерина Федоренко
Фото: Светлана Смельцова